Виды ответственности государственных служащих за рубежом


Оглавление:

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

  1. Раздел Юридические науки
  2. Дата публикации 01.06.2016
  3. Журнал Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3 (часть 4)

Поддубровская А.Ю. 1 1 Российский экономический университет им Г.В. Плеханова 2399 KB 1. Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук.

– 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

2. Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст.

2063. 3. Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 83. 4. УК РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.

2954. 5. Зульфугарзаде Т.Э., Решетников О.М. Особенности правосубъектности политической партии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.

Вопросы теории и практики. – 2012. – № 12-1. – С. 104-107. В современной России формирование института государственной службы началось с принятия Указа Президента РФ.

Позднее был принят ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

, законодательно оформивший данный институт.

Для поддержания нерушимости конституционного строя и обязательного соблюдения всех законов в современном правовом обществе используются не только организационные, но и правовые средства с возможностью применения мер принуждения . Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).

Государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства согласно ст. 1, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

Соответственно ответственность играет роль некого инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом . Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных служащих предстают тогда, когда процессы утверждения общечеловеческих ценностей и процессы демократизации общества в Российской Федерации сопровождаются количественным и качественным ростом преступлений и правонарушений, совершаемых самими государственными служащими.

Актуальность данной темы заключается в том, что ответственность государственных служащих играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении. Это обусловлено тем фактором, что непосредственно законодательное регулирование правового положения государственных служащих по-новому ставит проблему рассмотрения их ответственности как одного из важнейших элементов правового статуса этой категории служащих.

Также актуальность обусловлена важностью соблюдения государственными служащими механизма ответственности в современных условиях. Проблема ответственности государственных служащих ввиду

1.

Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус

курсовая работа В зарубежных странах нет однозначного определения термину государственный служа-щий, однако исследователи сходятся во мнении, что существуют некие оп-ределяющие понятия, которые характерны для государственного служаще-го большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо: являющееся гражданином данного государства; занимающее должность в государственном аппарате; наделенное государственно-властными полномочиями в ком-петенции своей должности; выполняющее функции государства, поэтому действующее отимени государства; действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, по-лучающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе; 6) действия которого обеспечиваются государственным принуж-дением.

Например, в законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое понятие «государственный служащий». Но на основе документальных источников авторы придают этому понятию широкий и узкий смысл.

В узком смысле под служащим понимается лицо, являющее-ся служащим административного органа государственного управления.

К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т.

е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, систе-мы здравоохранения, школьного образования и т. п. Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Фран-ции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; при-своение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Централь-ной, Территориальной или Больничной Государственной Службы.
В Германии понятие “государственный служащий» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д.

Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие.

Чиновником является лицо, которое состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе (ст. 33, п.4 Основного закона ФРГ). Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга, прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключаются трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто.

(1, стр. 111) Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполне-ние функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфиче-ских прав и обязанностей.

При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу.

В США служащий означает лицо, назначенное на государственную службу и вовлеченное в выполнение федеральных функций в соответствии с законом.

Виды ответственности государственных служащих. Общий порядок применения.

Список литературы 1.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30декабря 2001 г.

№ 195-ФЗ (с изм. и доп. от 31 января 2012 г. N 2-ФЗ) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.

№ 256 2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) // «Российская газета» от 18, 19, 20, 25 июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118 3. ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. и доп. от 6 декабря 2011 г.

N 395-ФЗ) // «Российская газета» от 31 июля 2004 г. № 162 4. ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2010г.) // «Российская газета» от 31 мая 2003 г.

№ 104 5. Административная этика: Учебное пособие / Под общей ред.

проф. В.Л. Конституцией Российской Федерации — М: Прогресс, 2003. — 167 с. 6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика, 2008.

— 164 с. 7. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. — М: Проспект, 2007. — 235 с. 8. Глазунова Н.И. Система государственного управления : учебник для ВУЗов, — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

— 367 с. 9. Государственная служба: Учебник / Под ред.

проф. В. Г. Игнатова. -М.: ИКУ «МарТ», 2010. — 399 с. 10. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2008. — 262 с. 11. Гришковец А.А.

Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2008. — 326 с. 12. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.

В. Атаманчука. — М.: Издательство РАГС, 2009. — 164 с. 13. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе.

// «Журнал российского права».-2011 год.-№3.

14. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007.

— 284 с. 15. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда, — М.: Альфа-Пресс, 2009.

— 262 с. 16. Кулакова Ю.А. Некоторые вопросы правовых ограничений на государственной гражданской службе.// «Арбитражный и гражданский процесс», 2007. — 320 с. 17. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба.

Учебник. — М.; «Статут», 2009.

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр.

1 из 2)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по Правовым основам государственной службы РФ тема: Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность План Введение 1. Уголовная ответственность 2. Административная ответственность 3.

Дисциплинарная ответственность 4. Гражданско-правовая ответственность Заключение Литература Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др. Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ.

Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда.

При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.).

Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица.

Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ CONCEPTS AND TYPES OF LEGAL LIABILITY OF PUBLIC CIVIL SERVANTS Мартиросян Елана Владимировна Магистрант ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ Email: Aly0nka-m@yandex .ru Martirosyan Elana Vladimirovna Undergraduate YURIF RANHiGS the President of the Russian Federation Email: В статье изучена актуальность вопроса юридической ответственности государственных гражданских служащих через призму юридических деликтов государственной службы.

Рассмотрены актуальные вопросы функционирования системы государственной службы. Ключевые слова: Ответственность, государственная гражданская служба, органы исполнительной власти.

The paper studied the relevance of the issue of legal liability of civil servants through the prism of legal torts of public service. Pressing questions of functioning of the civil service.

Tags: Responsibility, the civil service, the executive authorities. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь — декабрь) 2014 В процессе развития государственности в обществе складываются определенные отношения между людьми и органами власти в виде взаимных прав и обязанностей в сфере государственно-служебной деятельности.

Неисполнение такого рода прав и несоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственной власти рассматривается как нарушение интересов государства и общества и влечет за собой социально-политическую ответственность в различных формах ее проявления: в виде политической ответственности, общественной, нравственной (моральной) и юридической. Юридическая ответственность — высшая организационная форма принуждения, ключевой институт государственно-правового принуждения, предполагающий возможность оспаривания субъектом, в отношении которого применяется принуждение, решение компетентного органа публичной власти о применении к нему мер государственно-правового принуждения.

Государственно-правовое принуждение — это сложносоставной институт, предполагающий в целях эффективного управления не только меры юридической ответственности, но и иные меры государственно-правового принуждения, предусмотренные охранительными нормами законодательства в рамках процессуальных форм, закрепленных в законодательстве, применение которых контролируется в конечной инстанции через механизмы и процедуры привлечения к юридической ответственности[9]. Государственное принуждение — это ведущая теоретико-правовая категория юриспруденции, исследования которой не исчерпаны, а по многим подходам в российской юридической науке даже и не начинались.

Прежде всего, в обобщенном изложении нуждается понятие государственно-правового принуждения.

Актуальным является формирование единой научной теории государственно-правового принуждения, формирование единого собирательного образа государственно-правового принуждения на основе проведения его идентификаций с государством, правом и юридической ответственностью. [6] Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Ответственность государственных служащих

Характеристика содержания ответственности государственных служащих (понятие и особенности института юридической ответственности); 2.Анализ видов юридической ответственности, когда государственный служащий выступает как специальный субъект. 1. Содержание ответственности государственных служащих .1 Понятие ответственности государственных служащих Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.

Юридическая ответственность представляет собой предусмотренную нормами права юридическую обязанность субъекта права надлежащим образом соблюдать и исполнять требования правовых норм, а в случае их нарушения, — юридическую обязанность субъекта права, возникающую из факта совершения правонарушения, претерпеть на основании осуждения ограничения личного, организационного, имущественного или иного характера. несмотря на диалектическую взаимосвязь понятий

«юридическая ответственность государственных служащих»

и «ответственность в управлении», они по своему содержанию различны.

Ответственность в управлении и юридическая ответственность государственных служащих — это виды юридической ответственности, выделяемые по различным критериям: по сфере действия и субъекту ответственности.

Они имеют точки пересечения, но не совпадают полностью. Как ответственность в управлении, так и юридическая ответственность государственных служащих предполагают формирование активной жизненной позиции государственных служащих, включающую не внешне позитивное, а убежденно-активное правомерное поведение. Статутная ответственность является своего рода основанием для реализации любого вида юридической ответственности, поскольку она отражает содержание эталонов поведения, закрепленных государством до совершения субъектами права правомерных или противоправных деяний.

Разграничение понятий статусной и субъективной ответственности носит искусственный характер, т.к. на начальной стадии развития отношений ответственности любой ее вид представляет собой нормативно закрепленную меру должного и (или) возможного поведения, в последующем находящей выражение в соблюдении или несоблюдении конкретным субъектом права юридической обязанности.

Субъективная ответственность и юридическая ответственность государственных служащих по своей сути являются тождественными понятиями. Субъектом персональной ответственности может быть любое физическое лицо, субъектом юридической ответственности государственных служащих выступает исключительно государственный служащий.

Сущность юридической ответственности государственных служащих выражается в наличии у государственного служащего установленной нормами права юридической обязанности соблюдать и исполнять возложенные

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по Правовым основам государственной службы РФ тема: План Введение 1. Уголовная ответственность 2. Административная ответственность 3.

Дисциплинарная ответственность 4. Гражданско-правовая ответственность Заключение Литература Введение Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей. Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др. Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

1. Уголовная ответственность Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.).

Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица.

Юридическая ответственность государственных служащих в России на рубеже XVIII- XX веков Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ОБЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII- XX ВЕКОВ Юдин Н.С.

Исследуется история развития дисциплинарного производства, рассмотрены порядок наложения дисциплинарных взысканий и основные стадии процессуальной деятельности в дисциплинарном производстве в историческом контексте.

Автором определены особенности дисциплинарного производства как института административного права, сроки и обязательные условия наложения дисциплинарного взыскания.

LEGAL LIABILITY OF CIVIL SERVANTS IN RUSSIA AT THE TURN OF XVIII-XX CENTURY N.S. Yudin We study the history of disciplinary proceedings, the issue of the disciplinary vzyscans and the main stages of procedural activities in disciplinary proceedings in a historical context. The author has identified features of the disciplinary proceedings as an institution of administrative law, the terms and conditions of the mandatory imposition of a disciplinary sanction.

Меры юридической ответственности являются важным средством обеспечения законности и правопорядка в системе государственной службы. Необходимым элементом анализа при реформировании аппарата публичной власти в России является рассмотрение исторического аспекта развития института юридической ответственности.

Историко-правовой аспект позволяет выявить не только организационно-правовой статус государственного учреждения в его историческом контексте, но и определить вектор трансформации административной системы при реформировании института государственной службы.

Исследование законодательного массива, регламентирующего юридическую ответственность чиновничьего корпуса в России на рубеже XVШ-XX веков, в дальнейшем позволит избежать негативных последствий при ре- формировании государственного управления на современном этапе.

Категория «ответственность» возникла еще в догосударственный период. Анализ отечественного законодательства позволяет сделать вывод, что понятие «ответственность» впервые встречается в Указе Петра I от 02 марта 1711 г «О послушании всех Сенату и его Указам»1.

Названный указ предусматривает механизм ответственности, которая является одним из элементов правового статуса Сената. Однако, поскольку предметом настоящей работы является не ответственность и производство по делам о правонарушениях вообще, а дисциплинарная ответственность, полагаем необходимым определить, когда именно возникли в российском законодательстве такие понятия, как гражданская служба и гражданский служащий.

Первое упоминание о людях, состоящих на службе, относится к XV веку. Указанная 1 Указ «О послушании всех Сенату и его Указам» от 02 марта 1711 г.

// Полное собрание законов Российской империи. Т. IV 1830. С. 642 — 643. Юдин Н.

С. категория в то время носила название «служилых людей». Прохождение службы служилых людей регламентировалось Уложением о службе 1556 года2.

Под несением службы понималось выполнение служилыми людьми (дворянами), владевшими земельными поместьями, поручений князя, царя. Эта категория людей по степени приближенности к монарху и выполняемым функциям делилась на несколько иерархических групп.

Виды ответственности государственных служащих

Виды ответственности государственных служащих Законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке. Законом о государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е.

за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом. За каждый дисциплинарный проступок может быть применение только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружении дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проверке. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

(с изм. и доп.) Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

Стр 13 из 50 Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помо­щью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако социальная ответственность — это лишь общее название целого комплекса элементов.

Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная.

Общим свойством право­вой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное пони­мание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязан­ностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказа­ния лица в случаях нарушения требований закона. Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего представляет собой сложное многоаспектное явление.

Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисци­плины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях и принципах ответственности по российскому нраву, которые включают: ¾равенство всех перед законом; ¾ единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении; ¾привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности. Вместе с тем в регламентации ответственности государственных служа­щих имеются и некоторые особенности. В. М. Манохин выделяет следую­щие специфические черты юридической ответственности государственных служащих’.

повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности; специфические санкции, применяемые только в отношении государ­ственных служащих (понижение в должности, лишение права занимать должности государственной службы и др.); привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответствен­ность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной[22]. Выделяют следующие виды юридической ответственности государ­ственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная.