Воля и закон философия права


Лекция 9. Право и власть


Право и государственная политика. Давно замечено, что взаимосвязь права и власти опосредуется волей.

Одним из первых философов к проблеме воли обратился Аристотель. Он определял волю как «хотение», «желание», «выбор». Древнегреческий философ утверждал, что всякое действие человека является свободным, даже если он его совершает под влиянием страсти. С этих позиций Аристотель подверг критике известный тезис Сократа: «никто не делает зла по своей воле», который поддерживал и Платон в своих работах «Законы», «Протагор», «Менон», «Горгий».

По мнению Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и поэтому не несёт ответственности за свои поступки. Между тем, указывал он, «пьяных считают виновными вдвойне», так как во власти человека «не напиться». Аналогично с этим, отмечал Аристотель, правосудие наказывает

«за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и нетрудно»

.

Таким образом, человек ответствен за свои поступки, реализующие его желания. Но желания одного не всегда совпадают с желаниями другого.

Конфликт человеческих желаний ведёт к свободе воли: способности человека осуществлять выбор добра или зла, добродетели или порока – к такому выводу подводит нас Аристотель.

Очень важна мысль философа о том, что добродетель предполагает не только активную волевую деятельность человека, но и «известное состояние души», делающее совершаемое действие «целью самой по себе». Другими словами, высшие ценности не существуют для достижения чего-либо помимо самой ценности, добро должно совершаться ради добра, а справедливость – ради справедливости.

Августин Блаженный считал волю внутренним фактором, «свободным произволением». Говоря о таких «аффектах души», как вожделение, страх, радость, печаль, Августин полагал, что именно в них пребывает воля, а сами эти чувства рассматривал как «пробуждения воли». «Ибо чем могут быть вожделение и радость, как не волей одобрять то, чего мы хотим?

И чем могут быть страх и печаль, как не волей не одобрять того, чего мы не хотим?» – спрашивал Августин в своём трактате «О граде Божьем». Философ эпохи Возрождения Лоренцо Валла (1405/07–1457) был убеждён, что от воли зависит любое человеческое действие, всякое право и несправедливость, любая награда и наказание. И. Кант, разрабатывая теорию нравственного и правового категорических императивов, также обращался к воле как к способное человека.

В работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов» философ рассматривал её как источник, основание человеческих поступков и всей жизнедеятельности. Он считал автономную волю высшим принципом нравственности, так как

«она сама для себя закон (независимо от каких бы то ни было свойств предметов воления)»

.

Кант исследовал волю с разных точек зрения: как «сознание своей причинности в отношении поступков»; как «практическое сознание»; как «способность чистого разума», выступающая внутренней причиной поступков, и др. Именно воля, по его мнению, лежит в основании нравственного категорического

Лекция 8 Право и власть.

Право и правопорядок. Правовая культура.

Стр 7 из 18 Вопросы: 1. Право и власть Право и правопорядок. Правовая культура. Право и власть.

Взаимосвязь права и власти опосредуется волей.

Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Ф. Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований1.

Власть — это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие. Власть и воля неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов.

С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя.

Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон. Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть.

Власть- это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения.

Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения. Принуждение может принимать различные формы.

Основными среди них являются психическое и физическое принуждение.

Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

1. Идея права: право власти и власть права

 ФилософияСпиркин Александр Георгиевич Правопорядок как власть закона.

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.Следует различать понятие права и закона.

Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право — обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Г.

Гегеля, который разделил искони сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», т. е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, скажем, в экономической и иных сферах человеческих отношений. Так что между правом и законом существует взаимосвязь и внутри себя различенное единство, доходящее даже до тождества.

Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнее закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов.

Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления.

То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности.

По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознанием долга, т. е. с нравственными принципами.

Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей ее от деспотии. Как можно определить право? Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности.
Гегель утверждал:

«Веление права по своему основному определению — лишь запрет»

[482]. Между тем, говоря словами Вл.

Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы — жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить «живую собаку в обмен на мертвого льва»[483]. Ж.Ж. Руссо в свое время показал различие между понятиями «всеобщая воля» и «воля всех». И.Г. Фихте, соглашаясь с ним, развивал эту мысль.

6. Руссо

 Философия права.

Учебник для вузовНерсесянц Владик Сумбатович Жан-Жак Руссо (1712—1778) — один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории философских учений о праве, государстве, законе.С позиций обоснования и защиты принципа народного суверенитета он по-новому интерпретирует представления о естественном состоянии и договорном происхождении государства.В его трактовке естественное состояние — строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

Выход из такого состояния был найден с помощью соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете ic абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление развития общества и государства, Руссо выдвигает свой проект «исправления» истории — создание Политического организма как подлинного договора между народами и правителями.

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании

«такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»

[756].Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание.

Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю.

Это лицо юридическое[757], образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобным. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся» законам Государства»[758].

В социально-экономическом плане Руссо, не отрицая самой частной собственности, вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии,

Философия права конспект лекций

ЛЕКЦИЯ 9.

Право и власть

  • Право и государственная политика.
  • Власть и закон.
  • Воля и власть.

1. Воля и власть Давно замечено, что взаимосвязь права и власти опосредуется волей.

Одним из первых философов к проблеме воли обратился Аристотель.

Он определял волю как «хотение», «желание», «выбор». Древнегреческий философ утверждал, что всякое действие человека является свободным, даже если он его совершает под влиянием страсти.

С этих позиций Аристотель подверг критике известный тезис Сократа: «никто не делает зла по своей воле», который поддерживал и Платон в своих работах «Законы», «Протагор», «Менон», «Горгий».

По мнению Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и поэтому не несёт ответственности за свои поступки. Между тем, указывал он, «пьяных считают виновными вдвойне», так как во власти человека «не напиться». Аналогично с этим, отмечал Аристотель, правосудие наказывает «за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и нетрудно».

Таким образом, человек ответствен за свои поступки, реализующие его желания.

Но желания одного не всегда совпадают с желаниями другого. Конфликт человеческих желаний ведёт к свободе воли: способности человека осуществлять выбор добра или зла, добродетели или порока – к такому выводу подводит нас Аристотель.

Очень важна мысль философа о том, что добродетель предполагает не только активную волевую деятельность человека, но и «известное состояние души», делающее совершаемое действие «целью самой по себе». Другими словами, высшие ценности не существуют для достижения чего-либо помимо самой ценности, добро должно совершаться ради добра, а справедливость – ради справедливости. Августин Блаженный считал волю внутренним фактором, «свободным произволением».

Говоря о таких «аффектах души», как вожделение, страх, радость, печаль, Августин полагал, что именно в них пребывает воля, а сами эти чувства рассматривал как «пробуждения воли». «Ибо чем могут быть вожделение и радость, как не волей одобрять то, чего мы хотим? И чем могут быть страх и печаль, как не волей не одобрять того, чего мы не хотим?» – спрашивал Августин в своём трактате «О граде Божьем».

Философ эпохи Возрождения Лоренцо Валла (1405/07–1457) был убеждён, что от воли зависит любое человеческое действие, всякое право и несправедливость, любая награда и наказание. И. Кант, разрабатывая теорию нравственного и правового категорических императивов, также обращался к воле как к способное человека.

В работах «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов» философ рассматривал её как источник, основание человеческих поступков и всей жизнедеятельности. Он считал автономную волю высшим принципом нравственности, так как

«она сама для себя закон (независимо от каких бы то ни было свойств предметов воления)»

. Кант исследовал волю с разных точек зрения: как «сознание своей причинности в отношении поступков»; как «практическое сознание»; как «способность чистого разума», выступающая внутренней причиной поступков, и др.

Понятие закона философия права

admin 04.04.2018 04.04.2018Консультации Оглавление:

    • Смотрите так же:
  1. Философские проблемы правовой науки
  2. Соотношение права и закона
  3. «Узкий» и «Широкий» подходы к праву
  4. Что есть правовая моральная обязанность?
  5. Философия права и понятие закона, исполнение законов
  6. Смотрите так же:
  7. Глава 3. Понятие права
  8. Соотношение права и закона

Что есть правовая моральная обязанность?

Философия права и понятие закона, исполнение законов Рассмотрим пятую и четырнадцатую поправку к конституции Соединенных Штатов, говорящие, что ни одно лицо не будет лишено жизни, свободы или собственности без должного законного процесса (due process of law)? Об этом один автор сказал, что истинный смысл этой фразы в действительности совершенно ясен. Это означает, что ни один W не будет X или Y без Z, где W, X, Y, и Z могут принимать любые значения в широком диапазоне.

Напоследок Юристы-скептики напоминают, что не только правила неопределенны, но и интерпретации их судами могут быть не только авторитетными, но и окончательными. В свете всего этого, не является ли понятие закона как содержание правил большим преувеличением, если не ошибкой?

Герберт Лайонель А. Харт указывал на существование трех постоянно возникающих у юристов вопросов: 1) Чем право отличается от приказов, подкрепленных угрозами, и как оно связано с ними? 2) Чем правовая обязанность отличается от моральной и как связана с ней?

3) Что такое правила и в какой степени право есть дело правил (affair of rules)? Философские проблемы правовой науки Философские проблемы права, философия права понимаются авторами различно. B.C. Нерсесянц в философии права рассматривает право в его различении и соотношении с законом (Нерсесянц B.C.

Философия права. Учебник для вузов.

Москва, 1997. С. 10). С.С. Алексеев считает, что философия права — это новая, наиболее высокая ступень осмысления права, в известном смысле вершина обобщенных юридических знаний.

Философия права дает мировоззренческое объяснение права (С.С.

Алексеев. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. Москва, 1999. С. 394). Огромную роль в понимании права сыграл Гегель. По мнению B.C. Нерсесянца, Гегель использовал понятие права в следующих значениях: 1) право как свобода — идея права; 2) право как определенная форма и ступень свободы — особое право; 3) право как закон — позитивное право.

По мнению Г.В.Ф. Гегеля, в праве человек должен найти свой разум и постигнуть мысли, лежащие в основе права (Г.В.Ф.

Гегель. Философия права. Москва, 1990. С. 57-58). По мнению Иммануила Канта, право — это совокупность условий, при которых произволение одного лица совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы (И.

Кант. Введение в учение о праве // Собрание сочинений. Москва, 1994. Том 6. С. 253). Иммануил Кант поставил ряд философских вопросов, важных для правопонимания: 1) Право ли то, что требуют законы государства?

2) Каков критерий, на основе которого можно различать правовое и неправовое? 3) Что составляет основу положительного права?

Философия права

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Северо-Кавказский государственный Технический университет Контрольная работа По дисциплине «» Выполнил: студент 5 курса, группы ПВ-061 Оконов Ц.А. Проверила: БаклановИ.С. Ставрополь, 2009 г.

1) Ж.Ж.Руссо 2) Философско – правовые идеи Чичерина Переоценить значение творческих плодов Жан-Жака Руссо в истории, в общественной мысли XVIII, XIX, XX века просто невозможно.

Его называли предшественником французской революции, им зачитывались все революционеры, на его идеях пытались строить новые государства. В.Виндельбанд писал про Руссо, что «его сочинения более, чем какие-либо другие, подготовили эту революцию.

Руссо – философ революции. Она была лишь осуществлением его теорий» . Руссо оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию. И естественно, изучение его социально-политических трактатов играет большое значение в понимании идей и духа того времени, и не только того, но любого духа политических идеалов и революций.

Творчество Б. Н. Чичерина (1828-1904), так же в последнее время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов – всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX-начала XX в.

Он был не только талантливым теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но и основателем государственной школы в отечественной историографии, специалистом в области естествознания. Свои идеи Руссо считает развитием «великого и ясного принципа» , изложенного в статье «Право» в V томе «Энциклопедии» Дидро и Даламбера.

Автором статьи является Антуан Гаспар Буше д’Аржи. Действительно, в статье д’Аржи можно найти в неразвёрнутом виде многие тезисы будущей доктрины Руссо. Так, д’Аржи указывал:

«если даже предположить постоянное изменение понятия всеобщей воли у народов, то сущность естественного права от этого не меняется, ибо она всегда будет относительным выражением всеобщей воли и общего желания человеческого рода»

.

Б.Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи он резко критикует вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право с интересом, с политикой силы или с законом, изданным государством. В то же время русский ученый считает гегелевскую философию права этатистской, антилиберальной, антииндивидуалистической, в которой человеческая личность как носитель духа есть лишь преходящее явление общей духовной субстанции, выражающейся в объективных законах и учреждениях.
В таком случае индивид лишен самостоятельности и поглощен государством. Поэтому гегелевскую философию права русский ученый перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе.

Идея свободы, в его теории развивается трехступенчато: 1) внешняя свобода – право;

Проблематика философии права. Право и закон. Мораль и право.

4 Онтологическая проблематика философии права.

К этой онтологической проблематике примыкает определение предмета юридической науки. Так как предмет науки – это гносеологическое отношение субъекта и объекта познания, от того, как предварительно определяется объект – соответствующая реальность (в данном случае – правовая), то определение предмета данной конкретной научной дисциплины включает в себя вопросы и онтологии, и гносеологии.

При этом важно иметь в виду, что это именно философско-правовая проблематика, так как определить предмет юриспруденции (как и любой другой научной дисциплины) оставаясь в рамках юридической науки невозможно.

Для этого необходимо произвести рефлексию над ней, а это в состоянии сделать только философия права, привлекая, конечно, сугубо юридические (в том числе, и практические) знания.

К этой же проблеме примыкает вопрос о структурировании юридических наук и определения их предметов, хотя здесь связь с проблематикой науки теории права еще более наглядна; в то же время решить вопрос о структуризации правовой системы без привлечения философского знания невозможно. Гноссеологическая проблематика философии права К гносеологической проблематике философии права относится определение критериев научности юридического знания – применение общих критериев научности к области юридического знания. Другой важной составляющей гносеологии права является адаптация общенаучных методов применительно к познанию правовых явлений.

Это связано с тем, что у юриспруденции, как справедливо замечает В.П. Малахов, не собственной методологии, она формируется из применения всеобщих и общенаучных методов применительно к исследованию права. К рассмотренной проблематике философии права примыкает ее мировоззренческая функция, связанная с формированием «правовой картины мира», то есть современным социокультурной и исторической ситуации социума правосознанием.

Именно философия как мировоззрение обусловливает, например, предпочтение естественноправовой ориентации теоретика права, а не позитивистской или социологической.

Сюда же примыкает философская рефлексия над идеологией, научными стереотипами и личностной идиосинкразией ученого, что неизбежно должно входить сегодня в структуру научной деятельности, если последняя претендует на научность.

Это и есть те «ненаучные» факторы, которые, по мнению сторонников социологии знаний, оказывают определяющее влияние на процесс и результат научной деятельности Отмеченные проблемы – функции философии права, обозначенные выше, чрезвычайно сложны, неоднозначны, особенно в ситуации постмодерна и нуждаются в специальных исследованиях. Определение предмета философии права Основываясь на вышеизложенном под философией права понимается как обоснование гносеологическими, так и онтологическими философскими методами (оно определяет понятие права и его значение в социуме. А также то, каков именно социальный заказ и особенности оценки правоприменения, суть науки о праве, а также признаки ее научной обоснованности и методология

Понятие философии права, воли, свободы и права

 Философия праваГегель Георг Вильгельм Фридрих § 1{23}Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание.

Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою только понятия; она, наоборот, показывает односторонность и неистинность последних, показывает также и то, что лишь понятие (а не то, как приходится часто слышать, чт? называется так и чт? на самом деле есть лишь абстрактное рассудочное определение) обладает действительностью и обладает ею именно таким образом, что оно само сообщает ее себе. Все, что не есть эта положенная самим понятием действительность, есть преходящее наличное бытие, внешняя случайность, мнение, лишенное сущности явление, неправда, обман и т.д.

Структура (Die Gestalatung), которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления, есть второй существенный для познания самого понятия момент идеи, и этот момент отличен от той формы, которая есть только понятие.Прибавление. Понятие и его существование суть две стороны, отличные друг от друга и единые, как душа и тело.

Тело представляет собою ту же жизнь, что и душа, и однако их можно назвать раздельными.

Душа без тела не была бы чем-то живым, и точно так же и наоборот. Таким образом, наличное бытие понятия есть его тело и, подобно последнему, послушно душе, произведшей его. Семя имеет дерево внутри себя и содержит в себе всю его силу, хотя оно не есть само дерево.

Дерево всецело соответствует простому образу семени. Если тело не соответствует душе, то оно в таком случае есть нечто бедное. Единство наличного бытия и понятия, тела и души, есть идея.

Она есть не только их гармония, но и полное взаимопроникновение. Ничто не живет, что не было бы каким-нибудь образом идеей.

Идея права – свобода, и подлинного ее понимания мы достигаем лишь тогда, когда познаем ее в ее понятии и его наличном бытии.{24}§ 2Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собою разум предмета, из понятия или, чт? то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета.

В качестве части она имеет определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что предшествовало ей и что составляет ее так называемое доказательство. Понятие права по своему становлению трактуется поэтому вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его нужно принять как данное.

Примечание. Следуя формальному, а не философскому методу наук, требуют и ищут обыкновенно раньше всего дефиниции по крайней мере ради сохранения внешней научной формы. Наука о положительном праве может, впрочем, не очень заботиться об этом уже потому, что она ставит себе преимущественной целью указать, чт?

– законно, т.е. каковы особенные законодательные определения, и поэтому было сказано предостерегающее слово: omnis definitio in jure civili periculosa.

(Всякая дефиниция в гражданском праве опасна).И

Тема 11. Право и закон: сущность, взаимодействие

Теория государства и права / под ред.

В. М. Корельского и В. Д. Перевалова.

—М., 1997. Введение Право как социальное явление исследуют различные нау­ки. Для историка право — это общественный институт, воз­никающий при определенных исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога — средство реализации определенных социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведен­ная в закон».

Психолог принимает право как переживание при­менения правовой нормы.

Социолог — как отношения между людьми. Юрист видит в нем систему норм и «юридическую форму бытия общества»1.

Еще раз отметим, что изначально понятие «право» выраба­тывалось философией наряду с такими понятиями, как «обще­ство», «человек», «личность», «государство», «свобода», «спра­ведливость», «долг» и др., и, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубо­кие связи со всеми сферами существования индивида и обще­ства.

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности. Эта система организуется посредством ее нормативности, формаль­ной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом. Главный признак права — соразмерность поведения и нор­мы, действий и требований, как общественных, так и естествен­ных.

Не случайно философы так много внимания уделяли чело­веку в «естественном состоянии» и человеку, «обремененному» общественным договором. Философии принадлежит заслуга в разработке исходно­го тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые понятия. Обычай — стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности.

В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон? Правило — образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма — узаконенное, признанное обязательным пра­вило, причем не любое, а установленное обществом и госу­дарством и направленное на регулирование общественных отношений. Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закреплен­ных в соответствующем государственном документе. История человеческого общества свидетельствует о том, что условия, предопределившие становление человека как биопсихосоциального существа, — это не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые прави­ла — запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право — сугубо человеческий феномен.

Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных, отстаивая его, заводим «Красные книги». Однако это поэтическое преувеличение.

Право — феномен собственно человеческий, социальный, его возник­новение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. В отли­чие от животных оно построено не на инстинктах,

filosofiya-prava-shpargalki / Шпаргалки по Философии права

19.1. Становление понятия правового государства и понятие прав и свобод человека и гражданина.

Прав. Гос-во — как определенная философ.-правовая теория и соответствующая практика организации полит. власти и обеспечения прав и свобод чел-а — является одним из существенных достижений человеч-й цивилизац. Термин «правов. гос-во» сформиров.

поздно — в нем. юр. Лит-ре в перв.

трети 19в. В дальнейш. этот термин получил широкое распростран., в т. ч. и в дореволюц. Рос, где среди видных сторонников теории правов. гос-ва были Б.И. Чичерин, Б.А.

Кистяковский. При всей своей новизне теоретич.

концепции правов. госуд-ти опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей соци-ой, полит. и правов. теории, на историч. сложивш. Общечеловеч. ценности и гуманистические традиции.

Заметные шаги античная политико-правовая мысль сделала в направлении типологизации органов власти с учетом специфики осуществляемых ими функций. История развития философско-правов. мысли свидетельств. о том, что для правов.

Гос-ва необходимы не только господство права и правовых законов, но и надлежащая правов. организация самой системы гос-й власти, учреждение различных гос.

органов, четкое определение их компетенции, характера соотношения между собой, форм деятельности и т. д. Так, без надлежащей организации гос.

власти, должного разграничения задач, фун-ий и полномочий различных орг. власти, их взаимоотнош. и т. д. не м. б. ни господства права, ни правов.

законов, ни тем более их верховенства.

С др. стороны, без соответствия праву и соблюд.

требований правов. закона не возможна сама организация системы власти правового гос-ва. А без этого невозможна и реализация прав и свобод чел-а.

Для правов. гос-ва, конечно, необход., но далеко не достаточно, чтобы все, в т. ч. и само гос-во, соблюдали законы.

Необход., чтобы эти законы были правовыми, чтобы зак-ы соответ. требов. права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов. Для этого необход. такое гос-во, котор.

исходило бы из прин-в права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществл. всех своих фун-й. Т.о., прав. гос-во предпол. Взаимообусловлив.

и взаимодополн. единство господства права и правов. формы организации полит. власти, в условиях котор. признаются и защищ-ся права и своб.

чел-а и граж-а. В соотв. с этим правов.

Гос-во можно определить как правов. форму организации и деят-ти публично-полит. власти и ее взаимоотнош. с индивидами как суб.

права. Ключ. момент теории и практики правов.гос-ва и, можно сказать, его конечная цель состоит в утверждении правов. формы и правов. хар-ра взаимоотнош. между публ. властью и подвластными суб.

права, в признании и надлежащем гарантировании формальн.

Рав-ва и свободы всех индивидов, прав и свобод чел-а и граж-а. В этом состоит смысл традиц. для идей правов.

гос-ва противопоставлен. неотчуждаемых прав чел-а авторит и тоталит.

представлениям об их октроированном хар-е. При этом, не следует забывать, что права чел-а — явлен.

не раз и навсегда

Право и правопорядок в философии права

Поэтому общество, государство, люди должны постоянно заниматься решением этих проблем.Очень часто наблюдается неоправданная усложненность и запутанность юридических процедур. Имеет место копирование субъектами Федерации федеральных структур, дублирование, низкое качество законодательства и многое другое. Соответствующие структуры, связи, отношения сложны, запутаны и не всегда доступны людям.

В принципах законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок; на путях беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития.

Под флагом упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей; • у права и морали различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей.

Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей; • у права и морали различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Инфо Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия; 1234 ©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Существуют также нормы этикета, т.е конкретные правила поведения в определенной ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Все многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения. На определенном этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях.

Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века.

Важно Следующий вопрос » Чичерин В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным Правовой порядок (правопорядок) — это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции, устанавливается при правовом регулировании общественных отношений. В абстрактном смысле говорится о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке разрешения того или иного правового дела, об отраслевом правопорядке или о правопорядке в целом.

Под реальным правопорядком имеется в виду реализация норм объективного права. Правовая законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.