Что делает методист в институте


Что делает методист в институте

Функциональная и должностная обязанность методиста. Чем занимается методист? Должностная инструкция методиста


О том, что существует такая должность в любом образовательном учреждении, как методист, слышали многие.

Но так как напрямую методисты не контактируют ни с учащимися, ни с их родителями, многим просто непонятно, что же входит в обязанности этого человека?Методист – это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист – это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу – этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.Ошибочное мнение, что методисты работают только в образовательных учреждениях, ведь, например, в больших турфирмах также есть свои методисты, просто в их обязанности будет входить организация предоставления услуг потенциальным потребителям, а также информирование руководящего и исполнительного звена об изменениях на рынке подобных услуг.

То есть методиста напрямую зависят от специфики работы учреждения, в котором он работает. Именно поэтому работодатели, которые ищут подходящую кандидатуру на должность методиста, предпочитают людей с опытом работы, ведь молодым специалистам нужно время на изучение тонкостей конкретной Но, с другой стороны, юному специалисту намного проще изучить специфику деятельности организации, к тому же для него работа с компьютером и информационными системами — обычное дело, а они значительно упрощают деятельность, а вот для методистов с опытом изучение программного обеспечения может стать целой проблемой.Должностная инструкция методиста гласит, что на подобную вакансию может претендовать только человек с высшим образованием данного профиля. Есть, конечно, курсы, которые также обещают сделать из любого человека хорошего методиста, но, как показывает практика, только курсы – это не тот уровень образования, при котором можно рассчитывать на хорошо оплачиваемую должность.Намного проще занять место методиста, если, помимо специального образования, кандидат имеет еще и смежное, которое напрямую связано с деятельностью организации, куда он подает свое резюме.Должностная обязанность методиста подразумевает постоянный контроль за организацией деятельности всей системы учреждения и каждого отдельного человека.

То есть это достаточно сложная работа, для которой не каждый человек подойдет.

Есть ряд требований, соответствие которым является признаком того, что человек будет хорошим и надежным методистом:Внимательность: в обязанности методиста в основном входит которая требует особенной концентрации человеку или невнимательному

Методист (в педагогике)

Методист (от греч.

methodos – следование чему-нибудь.) — педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета. Профессия подходит тем, кого интересует (см.

). Читайте также: Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного или профессионального образования.

Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование.

Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности – заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).

Педагог всегда работает по плану: в нём намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники.

Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях). Дипломированный воспитатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует.

Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности. Методист старается быть в курсе новинок, изучает их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Он организует воспитательно-образовательную и методическую работу, стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей, оказывает педагогам методическую помощь, проводит методические семинары, организует открытые занятия / уроки, контролирует их работу и пр.

Для методиста процесс познания никогда не заваршается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся специалисты из числа рядовых педагогов.

Читайте также: Детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, информационно-педагогические центры. Россия 25000—40000 ₽Москва 15000—50000 ₽ Педагогические и организаторские способности, интерес к овладению новыми знаниями. Владение научно обоснованными развивающими методиками, методиками обучения, преподавания.

Хороший методист продолжает своё образование постоянно: он посещает тематические конференции, семинары, проходит курсы повышения квалификации.

Высшая школа технологии и управления (ВШТУ) проводит обучение по специальности «Методист» и другим педагогическим направлениям. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам.

Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Российский институт профессионального образования

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди?

Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности.

Кто такой куратор, методист, декан? готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова.

А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей.

Чтобы избежать неловких ситуаций.Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой).
Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе.

С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты. Староста — это студент, который является формальной главой группы.

Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей.

Поясняем:Ректор — это руководитель высшего учебного заведения.

Ректора обязательно нужно знать в лицо.Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д. Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой.

Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина.

Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета.

Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете.

Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации. Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе.

Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией.

Функциональные и должностные обязанности методиста

.

Профессия методиста сегодня весьма востребована.

Ведь именно от него зависит успешная организация педагогической деятельности. Благодаря методисту распределяется нагрузка преподавателей и учеников.

Он творчески подходит к работе, отличается компетентностью и культурным общением. Какие же должностные обязанности методиста? В каких учреждениях он работает?

Читайте далее. Любое нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения. Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.
Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь.

Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы.

В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.

Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры. Везде, где есть преподаватели и ученики. Специального обучения на методиста не бывает. Им может стать любой человек, который прошёл от самых низов, понимает специфику работы и должностные обязанности.
Часто администрация не видит полной занятости сотрудника и старается загрузить его ещё больше.

Например, организовать мероприятие, пообщаться с родителями и т. д. На каждом месте у методиста свои обязанности, которые обговариваются при приёме на работу.

Лучше всего заключить договор, чтобы в будущем администрация не добавила дополнительный объём труда при такой же заработной плате.

Как правило, старший воспитатель дошкольного учреждения со временем становится правой рукой заведующей. Методист организовывает и курирует педагогическую работу. Он проверяет перспективные и посещает занятия, контролирует учебный процесс, составляет расписание и т. д. Методист обязан консультировать воспитателей, помогать им и направлять в нужное русло.
У него в кабинете должна находиться вся необходимая литература для преподавателей.

Когда заведующая отсутствует, методист берёт на себя её обязанности и руководит детским садом. На эту должность не будут назначать человека с улицы.

Сначала необходимо себя зарекомендовать и иметь опыт работы воспитателя не меньше пяти лет.

Довольно часто методист вызывает к себе воспитателей и проводит с ними беседу по новым методикам или открытым занятиям. Также в его обязанности входит следить за игрушками и недостающим материалам в группах, а на педагогическом совете решать эти вопросы.

Должностные обязанности методиста детского сада обширны.

Mo

Забыли пароль?Войти через соц.

сети:КонкурсЕГЭ-2019ОГЭ-2019Поступление-2019ОлимпиадыОбучение за рубежомДетский отдыхПартнёры

Мое образование

МетодистПохожие профессии: Воспитатель, Инструктор, Социальный работник, Тренер, Учитель

  1. Описание
  2. Эссе о профессии (2)
  3. Оцени профессию!
  4. Отзывы о профессии (3)
  5. Статистика
  6. Комментарии (1)

Рейтинг пользователей сайта49.2Профессия участвует в рейтингах

  1. Профессии для небольших компаний
  2. Самые творческие профессии
  3. Профессии, требующие постоянного обучения
  4. Высокотехнологичные профессии
  5. Самые женские профессии

Для друзей!Справка Слово «методист» уходит своими корнями к учению протестантской церкви, которая отделилась от английской церкви ещё в XVIII веке. Методисты боролись за соблюдение религиозных предписаний, и проповедовали терпение и смирение.

Основателем учения методизма считают Джона Уэсли. В России тоже существовали методистские церкви, главным образом в городе Санкт-Петербург.

После событий 1917 года методизм жёстко преследовался и наказывался.

Вновь это учение получило распространение в 1990 году, а организатором стала сотрудница отделения общества «Знание» Лидия Истомина.

Естественно, что в сфере светского образования понятию «методист» предписывают другое значение. Так именуют педагога, который разрабатывает новые методы преподавания.

Востребованность профессииДостаточно востребованаПредставители профессии Методиста являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Методисты.Как пользователи оценивали этот критерий:Вся статистикаОписание деятельности Если деятельность методиста сосредоточена на работе учебного отдела вуза, тогда ему необходимо знать требования государственных образовательных стандартов, основы педагогики и психологии.

Здесь понадобятся навыки ведения документации по учебной работе и принципы разработки планов и образовательных программ.

Если методист работает в сфере туристско-экскурсионного обслуживания, тогда ему понадобятся знания основ делопроизводства, маркетинга и рекламы. Ему необходимо хорошо ориентироваться в списке туристических услуг и продуктов, которые предоставляет фирма.

Услуги методиста необходимы в различных образовательных учреждениях, центрах повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в центрах социальной реабилитации. Кто круче?Выберите профессию,которая нравится вам больше!Ваши мнения формируютрейтинг профессийУже 2037094 голоса!

Риэлтор

Prom-Nadzor.ru

» Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа Добавлен на сайт: 26.12.2014Тип: [организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф.

И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию][число, месяц, год]М.

П.Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа [наименование образовательной организации] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].1.2.

На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.1.4.

Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;- локальные нормативные акты образовательной организации;- основы педагогики, педагогической психологии;- основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;- теорию и методы управления образовательными системами;- основы налогового, экономического и экологического законодательства;- финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;- основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;- современные формы и методы обучения и воспитания;- правила ведения документации по учебной работе;- основы делопроизводства;- содержание программы обучения в образовательной организации и основных требований к их подготовке;- содержание и порядок проведения занятий, методику учебных материалов для всех видов занятий;- методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;- правила по охране труда и пожарной безопасности.1.5.

Должностная инструкция методиста учебного отдела вуза

Примерная форма УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, ________________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) » » ____________ 20__г. м.п. ______________________________________________ (наименование организации, предприятия и т.п.) » » ______________ 20__г. N_________ Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с __________________________________________ (наименование должности лица, на которого ______________________________________________________ и в соответствии с составлена настоящая должностная инструкция) положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения 1.1. Методист учебного отдела вуза относится к категории специалистов. 1.2. На должность методиста учебного отдела вуза назначается лицо, имеющее высшее образование ______________________________________________ (без предъявления требований к стажу работы; ________________________________________________________________________. стаж научно-педагогической работы) 1.3.

Назначение на должность методиста учебного отдела вуза и освобождение от должности производится приказом ректора по представлению ________________________________________________________________________.

(начальника учебного отдела; декана факультета; иного должностного лица) 1.4.

Методист учебного отдела вуза должен знать: — Конституцию Российской Федерации; — законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; — требования государственных образовательных стандартов; — основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности; — педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; — современные формы и методы обучения и воспитания студентов; — правила ведения документации по учебной работе; — основы делопроизводства; — принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации; — постановления, распоряжения, инструкции, приказы по учебной работе; — основы трудового и административного законодательства; — _________________________________________________________________. 1.5. Методист учебного отдела вуза подчиняется непосредственно ________________________________________________________________________.

(начальнику учебного отдела, декану факультета, иному должностному лицу) 1.6. На время отсутствия методиста учебного отдела вуза (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ________________________________________________________________________. (ректора, проректора по учебной части)

Методист: чем он занимается?

Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения.

Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии.

Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование. Методист – это специализация, основанная на творческом и интеллектуальном труде.

Главной целью сотрудника является анализ старых и разработка новых методов преподавания, которые используются преподавателями на практике.

Методист выполняет следующие задачи:

  1. планирование работы педагогического состава;
  2. координация их деятельности;
  3. организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях.

Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:

  1. оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);
  2. поиск и прием на работу новых сотрудников.
  3. организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);
  4. ведение документации;

Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы. Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.

Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр.

На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг. Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей.

Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность. Стандартными требованиями к методисту являются следующие:

  1. грамотная речь (устная и письменная);
  2. высшее педагогическое образование;
  3. желание развивать профессиональные навыки.
  4. знание последних методик обучения;

Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.

Кто такой методист и чем он занимается?

Методист – это опытный специалист, который упрощает работу преподавателей вузов, учителей школ, воспитателей детских садов, руководителей кружков и спортивных секций, оказывая им профессиональную помощь в организации и проведении занятий.

Средняя заработная плата: 26896 рублей в месяц Рейтинг профессии Востребованность 38% Оплачиваемость 44% Конкуренция 50% Входной барьер 71% Перспективы 50% Методист – это специалист сферы образования, задача которого состоит в разработке способов преподавания какого-либо предмета или организации воспитательного процесса. Итак, кто такой методист и чем он занимается.

Основная задача такого специалиста – максимально эффективно организовать преподавательскую и культурно-просветительскую работу в образовательном учреждении.

Обычно на эту должность назначают опытного практикующего учителя, который хорошо владеет спецификой изложения предмета и знает все подводные камни и сложности педагогической деятельности.

Работа методиста заключается в решении комплекса задач разного плана:

  1. экспертного – специалист проводит профессиональную оценку качества всего массива интеллектуального продукта, создаваемого в образовательном учреждении (программ, авторских курсов и т. д.). Методист помогает сформировать учебный план так, чтобы педагог смог четко и понятно донести материал учащимся.
  2. анализировать причины возникающих затруднений;
  3. оценивать эффективность образовательной программы и моделировать, если потребуется, новый подход к ее преподаванию;
  4. исследовательского – методист должен:
    • контролировать деятельность других педагогов, особенно в ходе реализации инновационных подходов к обучению;
    • анализировать причины возникающих затруднений;
    • оценивать эффективность образовательной программы и моделировать, если потребуется, новый подход к ее преподаванию;
  5. контролировать деятельность других педагогов, особенно в ходе реализации инновационных подходов к обучению;
  6. управленческого – специалист составляет учебно-методические материалы, разрабатывает нормативные акты, стандарты и бланки документов; изучает действующее законодательство и консультирует сотрудников по вопросам образовательной деятельности.

    Нередко методисты входят в состав приемной комиссии и выдают студентам вузов и колледжей всевозможные справки.

Трудятся методисты в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, детских садах, городских и районных методкабинетах, институтах повышения квалификации учителей, развивающих центрах и домах культуры. Конкретного направления подготовки методистов нет.

Для того чтобы занять эту должность, необходимо иметь диплом педагогического института или университета, а также опыт успешной работы в сфере образования.

Профиль обучения в вузах может быть самым разным, например, подойдут такие:

  1. «Психология и социальная педагогика»;
  2. «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».
  3. «Психология образования»;
  4. «Дополнительное образование (воспитательная работа)»;
  5. «Начальное образование (учитель младших классов)»;

Также работа методиста может выполняться опытными учителями-предметниками. Для поступления в педагогический

Профессиональная деятельность методиста вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование.

Педагогика»

УДК 378.14 Н.В. Соловова* ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИСТА ВУЗА В статье анализируется кадровый состав методических служб вузов. Выделены виды и содержание профессиональной деятельности методистов.

Рассматриваются противоречия между профессиональной квалификацией сотрудников методических служб и задачами модернизации учебно-методического процесса в высших учебных заведениях. Ключевые слова: методист, методическая работа, методическая деятельность, методическая служба вуза. В настоящее время методические службы вузов и их сотрудники (методисты) активно включаются в процессы развития высших учебных заведений, выполняя специальные задачи: внедрение и мониторинг государственных образовательных стандартов; методическое сопровождение образовательных программ; организация и проведение социально-педагогических экспериментов; мониторинг и анализ результатов обучения; контроль лицензионных и аккредитационных показателей образовательных программ; диагностика и экспертиза методической деятельности преподавателей вузов.

Кадровый состав методических служб вузов является предпосылкой изменений методической работы в вузе. В системе профессионального образования методист —

«это специалист в области методики обучения и воспитания»

. В народном образовании — это категория педагогических работников, которые занимаются методикой профессионально в силу своих функциональных обязанностей.

В деятельности методиста синтезируются элементы теории и практики. Ведущее место в профессиональной деятельности методиста занимает методическая деятельность, связанная с систематизацией и распространением информации о методах обучения и воспитания. Основной смысл работы методиста — методическое обеспечение той или иной конкретной педагогической системы, участие в повышении профессиональной компетентности педагогических работников [1].

В новых профессиональных квалификационных группах должностей работников высшего и дополнительного образования (приказ Минздравсоцразвития от 5 мая 2008 года № 217 н) должности специалиста трех уровней по учебно-методической работе в вузе отнесены к должностям административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и введены в действие с 1 декабря 2008 года.

Однако должностная инструкция указанного специалиста предусматривает лишь выполнение деятельности по организации методической работы в вузе (составление расписания, документооборот учебного процесса и т. д.), оставляя деятельность по планированию, анализу, мониторингу и другим функциям управления за рамками квалификации данных специалистов. В ходе нашего исследования был изучен кадровый состав учебно-методических подразделений 10 ведущих вузов Самарской области с целью получения среднестати- * © Соловова Н.В., 2010 Соловова Наталья Валентиновна начальник методического отдела Самарского государственного университета, 443011, Россия, г.

Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

стического личного и профессионального портрета работника методической службы вуза. По результатам

Профессия: методист

Видов методистов много, и у каждого – свои особенности и обязанности.

Методист вуза — классический вид, тесно взаимодействует со студентами и преподавателями, а также — если того требует образовательный процесс — и с родителями учащихся.

Кроме этого он, как и все методисты, занимается бумажной работой — ведет документооборот, помогает составлять учебные планы, пополняет информационные базы данных. Но есть и отдушина — внеучебные мероприятия, посвящения, балы выпускников, КВНы и прочее. Методист учебно-методического отдела разрабатывает учебно-методические материалы, формы и бланки документов, нормативные акты и прочее, а также пишет статьи по вопросам образовательной деятельности, занимается подборкой и изучением правовой документации и консультированием по вопросам образовательной деятельности.

Нередко присутствует в приемной комиссии, а также помогает студентам со справками и выписками. Похоже на работу методиста вуза, поэтому часто под этими разными названиями подразумевают одно и то же. Методист дополнительного профессионального образования — как и все, работает с учебно-методическими комплексами, контролирует процесс обучения, составляет учебные планы, рабочие программы, проверяет наличие необходимой документации и технических средств, формирует учебные группы, контролирует проведение занятий (их качество и систематичность) и ведет статистику и отчетность.

Ему приходится управляться с большими объемами данных. Психолог-методист должен уметь сочетать работу как методиста, так и . Кроме помощи коллегам-психологам в разработке новых программ, адаптации старых, проектирования психологических семинаров и тренингов, ему требуется еще и оказывать им профессиональную поддержку — проводить консультации по проблемам эмоционального выгорания, взаимоотношений в коллективе и творческих кризисов.

Методист в книжном издательстве консультирует учителей и преподавателей по поводу продукции своего издательства. Однако не нужно путать его с менеджером по продажам.

Его обязанность — не выполнить план по сбыту продукции, а подготовить для этого почву.

Для этого он проводит лекции, семинары, презентации, вебинары по ассортименту издательства; создает базу контактов методистов образовательных учреждений, учителей, преподавателей, заведующих кафедр и находится с ними на связи; участвует в тематических книжных выставках; помогает в определении маркетинговой политики и т.д. Методисты иностранных языков — для тех, кто . Помогают в повышении квалификации учителей иностранных языков, разрабатывают и тестируют новые методики обучения, сотрудничают с организациями, проводящими тесты на знание иностранных языков, а также принимают участие в подготовке тематических олимпиад, конференций, конкурсов, семинаров, оформляют документацию и контролируют качество.

Методист-составитель заданий пополняет базу заданий для школьников: придумывает задачи, расписывает ход их решения, понятный ребёнку, анализирует имеющиеся задания на предмет качества. Нередко такая работа бывает дистанционной, поскольку все работают в единой виртуальной базе на сайте.

Профессия методист

Главные функции методиста — изучение и разработка методов преподавания.

Методист планирует работу преподавательского коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, организует семинары, конференции, учебные курсы и т.д.

При этом школьные методисты тесно контактируют с и выстраивают единый, качественный подход к образованию.

Если подразумевает определенную самостоятельность и в определенной степени творчество, то профессия методиста существует, чтобы систематизировать и приводить работу преподавателей в порядок. Должность методиста существует практически во всех учреждениях, связанных с образованием и воспитанием. Как минимум, в методистах нуждаются:

  1. вузы;
  2. отделы по обучению персонала в крупных компаниях.
  3. школы;
  4. детские сады;
  5. колледжи и техникумы;
  6. информационно-педагогические центры;
  7. организации переподготовки кадров и повышения квалификации;
  8. издательства;

Само слово «методист» восходит к названию протестантского течения, отколовшегося от англиканской церкви в 18-м веке и проповедовавшего смирение и терпение.

Еще тогда пытались систематизировать жизнь и поступки верующих.

В России первые советы практикующих учителей, обменивающихся своим опытом и мастерством, а также методами своей работы появились в начале 19 веке. Где-то к середине века методическая работа стала системной, а к началу 20 века сформировалась отдельная профессия учителя-инструктора (методиста).

Основные должностные обязанности методиста выглядят примерно так:

  1. ознакомление с новой профессиональной литературой;
  2. организация учебной деятельности:
    • составление расписания для преподавателей;
    • разработка зарплатной ведомости и табеля рабочего времени;
    • закупка учебных и сопутствующих материалов;
  3. проведение семинаров, конференций, тренингов, стажировок;
  4. методическая помощь педагогам:
    • участие в составлении учебных программ;
    • проведение семинаров, конференций, тренингов, стажировок;
    • ознакомление с новой профессиональной литературой;
  5. закупка учебных и сопутствующих материалов;
  6. участие в составлении учебных программ;
  7. подбор педагогических кадров.
  8. разработка зарплатной ведомости и табеля рабочего времени;
  9. составление расписания для преподавателей;

В зависимости от специализации учреждения обязанности методиста могут несколько различаться.

Как правило, требования к методисту стандартны:

  1. грамотная устная и письменная речь;
  2. высшее образование (педагогическое или смежное — психологическое, лингвистическое…);
  3. опыт работы в сфере образования;
  4. уверенное пользование ПК.
  5. знание современных учебных пособий и методик преподавания;

Иногда может потребоваться знание иностранных языков и 1С: Бухгалтерии. . Чтобы стать методистом, в первую очередь нужны опыт работы и соответствующее высшее образование. Для получения диплома подойдет любой педагогический университет.

Опыт работы получать придется на практике. Для старта подойдет любая должность учителя, преподавателя или воспитателя.

Только выбирая работу преподавателя, учтите, что в каждой сфере есть своя специфика.