Лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае


Лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности


» Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц). Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Не является причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст.

2.7 КоАП РФ). Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст.

2.8 КоАП РФ). Правонарушитель может быть также освобожден от административной при малозначительности правонарушения. В этом случае орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: После исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу Суд устанавливает очередность исследования доказательств по административному делу с учетом мнения лиц, участвующих в Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное

Основания и условия освобождения от административной ответственности

3 Выделяют следующие виды основанийосвобождения от административной ответственности: · малозначительность; · невменяемость лица; · замена другим видом наказания; · другие основания. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. № 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

(с изменениями от 25 мая 2006 г.) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Хотя при применении ст. 2.9 КоАП РФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.

е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).

Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Освобождение от административной ответственности (стр.

1 из 6)

Введение Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки -административной ответственности. Целью курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности о свобождение от неё. Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Ответственность несут и субъекты, и объекты управления.

Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией.

Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

Современное экономическое развитие, социальные противоречия, возникающие между нарождающимся классом предпринимателей и основной массой трудящихся, финансово-экономическая нестабильность, политика подстраивания идейно-правового бизнеса под нарождающийся класс накладывают определенный отпечаток на состояние правопорядка, ведут к росту количества правонарушений, порождают их новые виды . В таких условиях возрастает значение административно-правовых мер борьбы с правонарушениями.

Поэтому сфера административного воздействия на правонарушителей должна расширяться. Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации. Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией.

По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции.

Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус. В последнее время резко возросла роль административного законодательства, так как в каждом законе содержатся нормы административного права, но процесс реформирования административного законодательства в Российской Федерации еще не завершен, и необходимость его продолжения очевидна. Тема курсовой работы тесно связана с административным правонарушением и административным взысканием.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Правопорядок — миф или реальность?

Автор: Источник: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 2.9) (далее КоАП РФ) устанав­ливает основания, условия и последствия освобождения от админист­ративной ответственности лиц, совершивших административные пра­вонарушения, при малозначительности проступка.

Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

По существу, в названных случаях в том пли ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания. Своеобразным «освобождением» oт административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам срока давности назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности назначения административного наказания — постановление по делу об административном правонарушении не может бы вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Данной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав изаконных интересов и инвесторов на рынке ценных бумаг антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов.

Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — один год со дня его обнаружения. Законодательство РФ закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах срока давности.

При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителяот административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что судьи, орган (должностное лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.

Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобожде­нии нарушителя от административной ответственности были тща­тельно

Освобождение от административной ответственности. Срок административной ответственности

Административная и уголовная ответственность – самые тяжелые правовые последствия для нарушителей. Однако по сущности такова, что зачастую складывается ситуация, когда деяние гражданина, содержащее черты того или иного правонарушения, тем не менее, не несет большой общественной опасности.Отсутствие негативных последствий для правонарушителя на практике связано с двумя ситуациями: когда речь идет об исключении такого явления, как административно-правовая ответственность при наличии всех признаков проступка; либо когда правонарушение признано совершенным, однако сам виновный не подлежит привлечению к ответственности.

Кодекс об выделяет следующие основания для освобождения от административной ответственности: малозначительность, замена другим наказанием, невменяемость и другие.Связано освобождение, в частности, и с тем, что государственному аппарату необходимо экономно расходовать средства принуждения. Главная задача органа-правоприменителя – правильно учесть содержание объективной и субъективной сторон состава правонарушения, выявляя смягчающие и отягчающие обстоятельства.Кодекс РФ об административных правонарушениях дает право суду, органу, должностному лицу, которые составляют постановление о назначении административного наказания, при определенных признаках признать совершенное деяние малозначительным. Надо сказать, указание на малозначительность существовало еще во времена СССР, в прежнем Кодексе, однако до сих пор законодатель не дал точного определения данному термину, не прояснил, каковы критерии оценки, а лишь делегировал эту обязанность правоприменителю.Для должностных лиц же в большинстве случаев служит авторитетным мнение Верховного суда.

Согласно Постановлению Пленума ВС от 24.03.05 № 5, малозначительным административным правонарушением можно считать деяние, характер, размер вреда и тяжесть последствий которого не являются большой угрозой для нормального функционирования общественных отношений.

При этом не учитываются личностные мотивы и имущественное положение виновного.

При этом суд, выступая конечной инстанцией, вправе подвергнуть изменению решение иного органа, признав постановление незаконным и отменив его.Таким образом, в законе нет точного понятия малозначительности, что, с одной стороны, позволяет уполномоченному лицу быть демократичнее, с другой – создает поле для злоупотреблений, влекущих освобождение от административной ответственности при недопустимых обстоятельствах.В случае если происходит освобождение от административной ответственности по признакам малозначительности, к правонарушителю применяется устное замечание, которое относится к мерам реагирования.

Устное замечание информирует недопустимость такого поведения в будущем. Оно не имеет письменного выражения и может быть вынесено на любой стадии административного производства. Также замена производится в случаях, когда речь идет о военных (военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности), несовершеннолетних, обычно дело обстоит с проступками,

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности.

Это обусловлено как принципами гуманности, так и необходимостью экономии средств государственного принуждения и основывается на тщательном учете всех объективных и субъективных сторон состава правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Есть еще ряд ситуаций по которым привлечение к административной ответственности не состоится, несмотря на наличие административного правонарушения.

Это противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: – отсутствие события административного правонарушения; – отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); – действия лица в состоянии крайней необходимости; – издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; – отмена закона, установившего административную ответственность; – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; – наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного

Глава 8.

Основания для освобождения от административной ответственности

Глава 8 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Статья 8.1.

Общие положения об освобождении от административной ответственности Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Статья 8.2. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Статья 8.3. Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, 6 части первой статьи 7.2 настоящего Кодекса.

Статья 8.4. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административную ответственность, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем.

Статья 8.5. Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 настоящего Кодекса), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Статья 8.6. Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие болезни Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства. Статья 8.7. Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми Физическое лицо, совершившее

Основания для освобождения или ограничения административной ответственности

  1. /
  2. /

16 ноября 2020 0 Рейтинг Поделиться Освобождение от административной ответственности допускается по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Из статьи вы узнаете, когда лицо не может быть подвергнуто мерам административного наказания, а также когда определенные виды ответственности не могут применяться в силу закона. По результатам рассмотрения административных дел могут выноситься 2 вида решений: о назначении наказания либо о прекращении производства. Прекращение производства по делу означает в том числе освобождение привлекаемого лица от наказания, т.

е. по факту — освобождение от административной ответственности.

КоАП РФ прямо не указывает, в каких случаях возможно освобождение от административной ответственности и что такое «освобождение». В широком понимании освобождение от ответственности — любой случай, когда лицу по тем или иным причинам не назначается наказание.

В силу ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу (и, соответственно, освобождение от административной ответственности) возможно в различных случаях, а именно:

  • В иных случаях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ.
  • При наличии обстоятельств, которые перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ.
  • При признании правонарушения малозначительным.
  • В случае обнаружения в действиях лица признаков преступления.

Подробнее обо всех перечисленных основаниях для освобождения от ответственности расскажем далее.

В рассматриваемой норме перечислены случаи, когда административная ответственность исключается.

Лицо освобождается от наказания, если:

  • Закон, который устанавливал административную ответственность, утратил силу.
  • Нарушитель является невменяемым.
  • Юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, ликвидировано.
  • Нарушитель не достиг возраста привлечения к ответственности.
  • Правонарушитель был амнистирован.
  • Истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ.
  • Правонарушитель умер.
  • Правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости (то есть должен был совершить нарушение, чтобы предотвратить более серьезное правонарушение или преступление, либо причинение вреда имуществу, жизни, здоровью людей).
  • Нарушитель уже был привлечен к ответственности за те же действия по той же статье, которая ему вменена, либо производство по аналогичному делу уже было прекращено.
  • Нет , то есть как минимум одного из четырех его обязательных элементов.
  • Нет события нарушения, то есть не было противоправного действия (бездействия), за которое предусмотрена ответственность.

При наличии определенных оснований возможно ограничение административной ответственности. Ограничение предполагает, что лицо, признанное виновным, по каким-то причинам освобождается от конкретного вида наказания.

Понятие и особенности административной ответственности.

10.11.2011 Автор: Рубрика:

  • Принципы административной ответственности.
  • , исключающие административную ответственность.
  • Условия освобождения от административной ответственности.
  • Обстоятельства, .
  • Условия ограничения административной ответственности.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения. Основные черты (особенности) административной ответственности:

  • Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;
  • К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое предоставлено законодательством;
  • Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;
  • Основанием является административное правонарушение;
  • Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;
  • За административные правонарушения налагаются административные взыскания;
  • Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Основные принципы административной ответственности:

  • Целесообразность, т.е.

    применение мер ответственности с учетом всех обстоятельств дела, семейного и имущественного положения правонарушителя, причиненного проступком вреда;

  • Гуманизм, т.е.

    недопустимость причинения физических страданий, ущемления чести и достоинства лица, привлекаемого к ответственности;

  • Неотвратимость, т.е.

    правонарушение должно быть раскрыто, правонарушитель – привлечен к ответственности, а наложенное взыскание – исполнено;

  • Индивидуализация ответственности, т.е. применение ответственности должно всесторонне учитывать личность правонарушителя, степень антиобщественности проступка; смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • Ответственность за вину, т.е.

    административное взыскание может быть наложено только на лицо виновное в совершении административного правонарушения;

  • Законность, т.е. неукоснительное соблюдение материального и процессуального закона;
  • Гласность ответственности, т.е.

    применение мер ответственности осуществляется в форме публичного процесса.

В ряже случаев, прямо предусмотренных законом, исключается административная ответственность лица, совершившего деяния, имеющие признаки административного правонарушения. Основание этого является наличие следующих обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины в действиях вышеуказанного лица:

  • Невменяемость лица, т.е.
  • Не достижение лицом возраста административной ответственности – 16 лет в общем случае 14 лет в случаях, прямо предусмотренных законом (мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил проезда в общественном транспорте и др.) – (ст.4.3 КоАП);

Загрузка. Пожалуйста, подождите.

Освобождение от административной ответственности А.

Акмолдина, судья Темирского районного суда Актюбинском области Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. Вместе с тем об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения. Основания освобождения от административной ответственности и административного взыскания регулируются Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.

Перечень оснований является исчерпывающим.

В частности, Кодекса предусматривает освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности, то есть общее правило гласит: лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области окружающей среды, а также за нарушение РК о реабилитации и банкротстве — по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, в данной статье указываются и иные сроки, по истечении которых лицо не подлежит привлечению в административной ответственности. При поступлении дела об административном правонарушении в суд судье необходимо проверить, не истекли ли сроки, указанные в ст. 62 КоАП РК. Если административное правонарушение способствовало совершению уголовного правонарушения и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, суд вправе наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания на основании акта амнистии регулируется КоАП РК. Акт об амнистии издается Парламентом РК в отношении индивидуально неопределенного круга лиц.

Освобождение от административной ответственности.

2 Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений взысканий для их применения. В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп (статья 31 КоАП).

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав (статьи 27, 28, 29 КоАП). Ограничение оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке и в случаях, предусмотренных законодательством.

Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

На общих основаниях несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов. К ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы — и штраф.

Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти административные правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности (статья 15 КоАП).

Возможно досрочное освобождение от административного взыскания. Согласно статье 298 КоАП, при добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложившее взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями.

Вместе с тем законодательство, базируясь на принципах гуманизма и экономии средств, предусматривает возможность освобождения правонарушителя от того или иного вида юридической ответственности.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности

Вопрос 275.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности.

 Экзамен на адвоката При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.

2.9.КоАП).Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9КоАП вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7КоАП выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3.КоАП).С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Поделитесь на страничке Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ Статья 2. 9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об Из книги Гражданский кодекс РФ.

Часть вторая автора Законы РФ Статья 1098.