Нормативные акты затрагивающие трудовую миграцию в рф


Нормативные акты затрагивающие трудовую миграцию в рф

Оглавление:

Нормативные акты затрагивающие трудовую миграцию в рф


Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.
  2. Там же
  3. Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, миграционного законодательства, миграционных отношений, указы Президента Российской, области миграции, акты Российской Федерации, безопасность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ведение Российской Федерации, Российской Федерации Концепции, Российской Федерации», Нормативно-правовое регулирование, постановления Правительства Российской, Концепции регулирования миграционных, регулирования миграционных процессов, Распоряжение Правительства Российской, распоряжений Правительства Российской.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в выявлении несоответствия норм различных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения с работником-мигрантом, между собой и их практической реализацией. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии.

Глава 1. Правовой статус работника как субъекта трудового правоотношения 1.1 Работник и его трудовая правосубъектность Труд работников, участвующих в общественном производстве – это основа жизни человека, источник его благосостояния, удовлетворения многообразных материальных и духовных потребностей.
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в тоже время развивает и преобразует самого человека. О. Б. Внимание Прежде всего, в российском законодательстве нет указания на обязанность заключения срочного трудового договора с иностранным работником, прибывшим, чтобы заниматься трудовой деятельностью, хотя с данной категорией работников может быть заключен только срочный договор, что вытекает из временного нахождения в РФ и выдаваемым временным разрешением на работу.

Возникают сложности при реализации некоторых норм Трудового кодекса РФ, связанных с ознакомлением с приказами работодателя и дачей работником письменных объяснений и т.

п., если иностранный работник не владеет или владеет не в полной мере русским языком.

Законодательство не предусматривает необходимость перевода данных документов на родной язык работника, равно как и дачу письменных объяснений на языке работника.

Подобные ситуации должны быть решены на уровне законодательства. Важно В этой связи требуется дальнейшее совершенствование существующей нормативно-правовой базы внешней трудовой миграции, возрастает и роль правовой науки в изучении проблем, связанных с миграционными процессами н выработай практических рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию правовых основ регулирования труда мигрантов.

Современное миграционное законодательство России формируется под влиянием различных тенденций. Это необходимость

Нормативные акты затрагивающие трудовую миграцию в рф

Преобразования в миграционном законодательстве. На данный момент можно говорить о том, что органы законодательной власти в процессе нормотворчества по вопросам миграционного законодательства предпочитают наносить точечные удары, решать отдельные, наиболее злободневные с их точки зрения вопросы, без стремления обозреть сложившуюся ситуацию комплексно, в рамках интересов сторон — участников миграционной политики государства (самих иностранных граждан и работодателей, использующих их труд), путем внесения многочисленных изменений в существующие законы.

Примером здесь могут послужить Федеральные Законы от 27 июля 2002г. № 115

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

и от 18 июля 2006г. № 109

«О миграционном учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

, в которые внесено изменений: в ФЗ от 27 июля 2002г.

№ 115-14, в ФЗ от 18 июля 2006г.

На практике, к сожалению, иностранные работники до сих пор являются самой дискриминационной группой.

Так, нередко работодатели считают, что данных работников нельзя принимать на работу, связанную с необходимостью заключить договор о полной материальной ответственности, что не соответствует законодательству, поскольку никаких ограничений оно в отношении иностранных работников не предусматривает. Пробелом в законодательстве является также отсутствие специального регулирования трудовой миграции в рамках транснациональных компаний.

Представляется необходимым развитие международного сотрудничества, поскольку иностранных работников данных предприятий сложно оценивать как трудящихся-мигрантов (их цель приезда в страну — не трудоустройство, а продолжение работы в рамках уже избранного работодателя).

Важно Библиографическое описание: Эдилова Р.

Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 15.05.2018).

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство, гражданин, общество.

In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made. Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.

Миграционная политика России является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства.

Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Российской Федерации. Несмотря на активное развитие в последние годы миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права.

Трудовая иммиграция или как уехать работать в ЕС

Отправить В современном мире, чтобы быть успешным нужно быть мобильным.

Готовность к переезду открывает доступ к интересной и высокооплачиваемой работе. Почти миллиард трудовых мигрантов перемещается ежегодно между разными государствами. Больше 18 миллионов человек живут в данное время не в той стране, в которой родились.

Трудовая иммиграция становится не только глобальным, но и массовым явлением.

В странах СНГ наиболее популярным направлением для переезда является Восточная Европа. Среди преимуществ, которые может предложить иммиграция, работа с достойными условиями оплаты занимает важное место. Но огромное внимание также уделяется возможности переезда и получения ПМЖ. В таких странах как Польша и Чехия, выходцам из Украины или России проще всего получить вид на жительство.

А Италия уже традиционно считается наиболее привлекательным для сезонных заработков местом. Этим и объясняется высокая популярность этих стран как импортеров трудовых иммигрантов.

Юристы компании International Business помогут Вам иммигрировать в Европу и достичь высочайшего уровня жизни.

Позвоните, и получите ответы на все вопросы, связанные с трудовой иммиграцией! Польша пользуется наибольшей популярностью у работников из Украины.

Близкое расположение, многолетнее соседство и разница уровней жизни делают Польшу одним из самых удобных направлений для трудовой иммиграции украинцев.

В Польшу выезжают как на сезонные неквалифицированные работы – сбор урожая, строительство или фабричное производство, так и специалисты своего дела – программисты, инженеры и медики.

Что нужно для переездаЧтобы избежать любых проблем с законом, стоит выезжать в Польшу по рабочей визе. Её могут открыть в консульстве, на основании приглашения от работодателя.

В зависимости от того, на какой период работника приглашают в Польшу, меняется и срок действия визы. Рабочая виза в Польшу подразумевает трудовую иммиграцию исключительно в Польшу. Для работы в других странах ЕС или Шенгена необходимо получить разрешения и визы конкретного государства.

Средняя зарплатаИсследования Главного статистического управления показывают, что средняя зарплата в Польше составляет 4300 злотых (примерно 950 евро).

В разных воеводствах уровень зарплат может быть разным.

Наиболее высокие они в Мазовецком воеводстве, в котором размещена столица, Варшава – 5086 злотых (1180 евро). Самые низкие зарплаты в Варминско-Мазурском воеводстве – 3437 злотых (799 евро).

Величина зарплаты также колеблется в зависимости от сферы работы.

Самая высокая она для IT-сферы, а самая низкая – для услуг администрирования.

НалогиКоличество налогов, которые вычтут из зарплаты сотрудника, зависит от типа его рабочего договора.

Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.05, кандидат юридических наук Жильцова, Юлия Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Регулирование отношений с иностранным элементом осуществляется на уровне многих отраслей права: международного, международного частного, конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, налогового и уголовного.

Это обуславливает необходимость рассмотрения проблемы регулирования трудовых отношений работников-мигрантов как проблемы комплексной. В данном случае она не только является предметом трудового права, но тесно переплетается с международным и международным частным, конституционным, административным и гражданским правом. Регулирование труда работников-мигрантов осуществляется на нескольких уровнях, каждый из которых относится к сфере регулирования определенной отрасли права.

Так, принятие и действие международных договоров и иных международных норм права регулируется нормами международного права, конституционным правом регулируется правовой статус иностранных граждан, в сферу административного права входит решение вопросов относительно законного пребывания иностранных работников в РФ, особенности трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений трудящихся-мигрантов регулируют нормы трудового права, особенности социального обеспечения трудящихся-мигрантов — сфера действия права социального обеспечения, имущественные отношения иностранных работников, занимающихся оплачиваемой деятельностью в рамках договоров подряда, а также имущественные и неимущественные отношения всех работников-мигрантов регулируются нормами гражданского права. Правовое регулирование труда работников-мигрантов отражает сущность права как системы.

В связи с комплексным характером данного исследования проблемы трудовых отношений работников-мигрантов необходимо решать с учетом норм и теоретических аспектов многих отраслей права.

Правовое регулирование труда иностранных работников в России представляет собой еще во многом не решенную проблему. Современное законодательство в основном регулирует вопросы привлечения иностранной рабочей силы, в то же время отсутствует регламентация их трудовых отношений.

Российское законодательство регулирует правовые отношения и защищает права лишь тех работников, которые занимаются оплачиваемой деятельностью на территории РФ в рамках трудового договора. Подобная ситуация не справедливо лишает иностранных работников, осуществляющих свою деятельность по гражданско-правовым договорам полноценной защиты своих прав.

В то же время международные нормы (Конвенции ООН и МОТ) включают в понятие трудящегося-мигранта лиц, работающих в иностранном государстве по договорам подряда, и хотя данные нормативные акты Россией не ратифицированы, их ратификация не исключена в будущем. Целесообразно включать в понятие «трудящийся-мигрант» как тех иностранных граждан, которые трудятся по трудовому договору, заключенному с российским работодателем, так и тех, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Подобное расширение субъектного состава позволит в полной мере осуществлять защиту на законодательном уровне всех иностранных работников.

Нормативные акты затрагивающие трудовую миграцию в рф

Федеральных законов от Взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от Взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта Российской Федерации в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей ограничений прав на физических и юридических лиц. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации далее также — гражданин закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Новый миграционный закон в Германии: нужны ли мигранты стране? Вы точно человек? Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Тема интервью:

«Изменения в правовом регулировании миграционных процессов «

. Интернет-интервью организовано компанией «Гарант».

Компания «Гарант» зарегистрирована в качестве Информационного агентства свидетельство: ИА N При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна ст. Добрый день, уважаемая интернет-аудитория!

Сегодня в рамках интернет-интервью мы будем обсуждать вопросы изменения законодательства в сфере миграции. В ноябре года Правительством РФ были приняты изменения в миграционное законодательство, существенно упрощающие порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет и определяющие новый порядок выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба ФМС призвана отвечать за реализацию государственной политики в сфере миграции. Вопросы применения и совершенствования миграционного законодательства чрезвычайно важны и затрагивают в той или иной степени многих из нас.

Именно поэтому гостем нашего интернет-интервью является начальник Управления правового обеспечения ФМС России Джакупов Жунус Аманжолович, который постарается ответить на вопросы, поступившие от интернет-аудитории.

Жунус Аманжолович, первый вопрос задает Сергей Евгеньевич Стариков из Москвы: Как вы считаете, учитывает ли новое миграционное законодательство концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации? Конечно, учитывает.

Перечень нормативных актов

24.06.2015 24.06.2015Библиотека, Законодательство Гражданство Российской Федерации Федеральный закон от 31 мая 2002 г.

№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г.

№ 1325

«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

Приказ Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г.

№ 64

«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г.

№ 444

«О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»

Закон РФ от 28 ноября 1991 г.

№ 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» – в действующей части Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта “г” статьи 18 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” в связи с жалобой А.Б. Смирнова» Соглашение от 26 февраля 1999 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 г.

– в настоящее время не применяется, идут судебные разбирательства: http://fmsforum.ru/forum/default.aspx?g=posts&t=7074 Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 28 марта 1996 г. об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г.

№ 765 «Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 августа 2008 г.
№ 237

«Об утверждении формы сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку»

Приказ Минобразования РФ от 18 февраля 2004 г.

№ 735

«Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации»

Разрешение на временное проживание Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

Глава I. Краткий анализ нормативных правовых актов, регулирующих процесс внешней трудовой миграции.

1 Глава II.

Правовое регулирование в области внешней трудовой миграции. Глава III. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Кыргызской Республике. Раздел 1. Квота на трудовую миграцию и процедуры привлечения иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике.

Раздел 2. Порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства. Раздел 3. Ответственность за нарушения норм, регулирующих порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики, а также трудовую деятельность иностранной рабочей силы. Раздел 4. Правовые механизмы защиты прав иностранного работника, осуществляющего трудовую деятельность в Кыргызской Республике.

Глава IV. Порядок трудоустройства граждан Кыргызской Республики за ее пределами.

Раздел 1. Порядок выезда. Раздел 2.

Частные агентства занятости. Раздел 3. Ответственность за нарушение норм, регулирующих деятельность по трудоустройству граждан за рубежом.

Глоссарий. Заключение. Рекомендации.2 Глава.

I. Краткий анализ нормативных правовых актов, регулирующих процесс внешней трудовой миграции.

Процесс трудовой миграции в Кыргызской Республике регулируется следующими основными нормативными правовыми актами: 1. Конституцией Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.

2. Международными соглашениями, ратифицированными Жогорку Кенешом Кыргызской Республики.

3. Законом Кыргызской Республики «О внешней миграции» от 17 июля 2000 года Законом Кыргызской Республики «О внешней трудовой миграции» от 13 января 2006 года Законом Кыргызской Республики «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» от 14 декабря 1993 года N 1296-XII. 6. Законом Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» от 18 декабря 1993 года N 1333-XII. 7. Кодексом об административной ответственности Кыргызской Республики от 4 августа 1998 года Уголовным кодексом Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года N Положением

«О порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызской Республики»

, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 сентября 2006 года Положением «О порядке осуществления деятельности по трудоустройству граждан Кыргызской Республики за рубежом», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 сентября 2006 года Постановлением Правительства Кыргызской Республики «О медицинском обслуживании иностранных граждан» от 15 июня 2000 года 346 (В редакции постановлений Правительства Кыргызской Республики от 28 августа 2000 года N 530, 31 января 2005 года N 44).

12. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 октября 2003 года N 653

«Об установлении квоты на трудовую миграцию по отраслям экономики и регионам Кыргызской Республики на 2004 год»

.

13. Постановлением

Государственная политика и правовое регулирование в сфере труда мигрантов в Российской Федерации и её субъектах

Всероссийская перепись населения 2002 года выявила, что Россия вышла на третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии. Согласно исследованию, проведенному в 2006 году Международной организацией по миграции, Россия занимала второе место между США и Германией.

Рекомендуем прочесть:  Номинальные директора на зарплату

Заместитель начальника Главного управления кадров МВД России генерал-майор внутренней службы Владимир Попков заявил, что количество незаконных мигрантов в России составляет от 1,5 до 15 млн. человек. По его словам, хотя невозможно точно подсчитать количество незаконных мигрантов, очевидно, что в последние годы незаконная миграция приобрела глобальный характер и представляет угрозу стабильности и безопасности России. «Ежегодно в России оседает 3-3,5 млн.

незаконных переселенцев. К 2010 году число нелегально проживающих в России лиц может возрасти до 19 млн.

человек», — заявил генерал-майор [131,59]. Основными группами незаконных мигрантов являются люди, работавшие по контракту, срок которого истек (вьетнамцы, корейцы), экономические мигранты, приезжающие в Россию с целью заработка (в основном из стран СНГ) и бывшие студенты (в основном из Афганистана, Эфиопии и Ирака).

Представители МВД отмечают, что наличие большого количества незаконных мигрантов не только оказывает давление на рынок труда и социальную сферу, но и является источником роста правонарушений.

Так, если иностранными гражданами и лицами без гражданства в 1993 году было совершено чуть менее 11500 преступлений, то в 2005-м их число составило более 36000 (что, конечно, может быть связанно и с тем, что общее число мигрантов стало больше). Сложившаяся ситуация требует четкой нормативной базы для регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации.
В настоящее время существует значительное количество нормативных актов регламентирующих процессы миграции и особенности труда и занятости мигрантов на территории Российской Федерации.

Одним из важнейших аспектов правового регулирования вопросов миграции является проблема соотношения международных обязательств и национального законодательства о миграции в России. В России процесс формирования национального миграционного законодательства тесно связан с межгосударственными (международными) отношениями. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»

[99,103].

Российская Федерация является участником множества международных актов, в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и права на свободу передвижения.

Такими актами являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.

Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами, вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище.

Правовое регулирование труда работников-мигрантов в Российской Федерации (стр. 1 из 17)

Содержание Введение Глава 1.

Правовой статус работника как субъекта трудового правоотношения 1.1 Работник и его трудовая правосубъектность 1.2 Работник мигрант как субъект трудового права 1.3 Нормативное правовое регулирование трудовых отношений с работниками-мигрантами Глава 2.

Особенности трудовых правоотношений с работником-мигрантом 2.1 Особенности заключения трудового договора с работником-мигрантом 2.2 Особенности содержания трудового договора с работником-мигрантом Глава 3. Особенности прекращения трудовых отношений с работником-мигрантом 3.1 Особенности прекращения трудовых отношений с работником — мигрантом по инициативе работника 3.2 Особенности прекращения трудовых отношений с работником — мигрантом по инициативе работодателя Заключение Библиография Введение Актуальность темы исследования. В связи с тем, что в современном обществе все большее значение приобретает глобализация мировых процессов, в том числе и в сфере трудовой деятельности, вопросы регулирования трудовых отношений работника-мигранта и работодателя приобретают все большую актуальность.

Трудовая миграция — одна из центральных тем политических дебатов практически во всех странах мира. Для одних стран она оказывается благом, в других создает проблемы.

Общественное мнение относится к мигрантам настороженно, если не откровенно негативно. А правительственные эксперты и ученые, напротив, считают, что миграция — это хорошо.

Россия за последнее десятилетие превратилась в крупнейшего реципиента иностранной рабочей силы. В связи с изменениями в миграционном законодательстве, которые упростили порядок привлечения иностранных работников, прибывших в не требующем получения визы порядке, трудоустроенных иностранных граждан на территории РФ значительно прибавилось. Однако проблемы регулирования труда мигрантов не исчезают.

Напротив, в связи с увеличением числа иностранных работников они становятся еще более острыми. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции актуальны, значимы и сложны, так как регулируются многими институтами права. Здесь и российское законодательство о разрешении миграции населения, и международное законодательство о трудящихся-мигрантах, и законодательство стран приема мигрантов.

Непосредственно к этой теме примыкает налоговое законодательство (соглашения об избежании двойного налогообложения), а также вопросы регулирования труда в странах приема трудящихся-мигрантов.

На практике существует много проблем, связанных с трудоустройством иностранной рабочей силы. Некоторые из этих проблем связаны с несовершенством законодательства, другие — с «техническими» сложностями реализации норм права. Произошедшие коренные изменения в миграционном законодательстве стали причиной появления проблем правоприменения.

Так, работодателю (заказчику) Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в РФ при привлечении иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, вменена обязанность уведомлять о таких привлечениях территориальный

Законодательство в сфере трудовой миграции: специфика правотворчества Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Н.Б. Шитова Шитова Наталья Борисовна — преподаватель кафедры конституционного и административного права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Законодательство в сфере трудовой миграции: специфика правотворчества В Российской Федерации вопрос незаконной трудовой миграции уже давно перестал быть вопросом «местного» значения и перешел в разряд транснациональных проблем1.

При этом важно, что хаотичное, бесконтрольное развитие трудовой миграции наносит существенный ущерб не только международному имиджу России, но и содержит в себе угрозу национальной безопасности, в том числе и экономической. Правовое регулирование миграционных процессов, управление ими должно осуществляться исходя из интересов защиты безопасности государства, его граждан, развития регионов. Поэтому главной задачей государства является создание на основе существующего законодательства стройной системы комплексного правового обеспечения трудовой миграции, которая бы воплотила в себе принципы, правила и стандарты в области иммиграционного контроля, паспортно-визового, таможенного режимов, ничем не уступала передовым зарубежным образцам и была способна противостоять незаконной трудовой миграции.

Такой подход позволит корректировать нагрузку на социальную инфраструктуру, влиять на демографическую ситуацию и состояние рынка труда. Все это определяет важность и актуальность всестороннего анализа миграционного законодательства как системы нормативно-правовых актов, гарантирующих легальность и эффективность миграционных процессов2.

Проблема совершенствования нормативно-правового обеспечения иммиграционного процесса и, соответственно, проблема незаконной трудовой миграции коррелирует с механизмом реализации той или иной модели использования миграции в интересах социально-экономического развития государства. Как справедливо отмечает Хабриева Т.Я., именно

«с учетом интересов того или иного государства формируется его миграционная политика, а как следствие этого — правовая политика»

3.

Несмотря на значительный объем нормативных правовых актов, законодательная основа не обеспечивает в полном объеме регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Во многом такое положение обусловлено отсутствием общей государственно-правовой стратегии регулирования миграционных отношений, которая должна затрагивать в том числе и концепцию регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Попробуем определить основные черты и особенности правовой миграционной стратегии для России.

Нужно подчеркнуть, что если для некоторых стран (например, Индии) наличие подобной стратегии не является обязательным, а для других (например, Швейцарии) достаточно отдельного правового акта, то для России необходима именно целостная единая правовая модель4.

Причины этому следующие: — масштабы страны при условии малой плотности населения (при том, что Россия занимает седьмую часть суши, но ее население лишь около 143 млн человек)

Нормативно-правовые аспекты трудовой миграции

Миграция граждан из образовавшихся независимых государств в Российскую Федерацию приобрела неконтролируемый характер, стала одной из причин социально-экономических проблем на рынке труда, разрешение которых требовало прежде всего усовершенствования соответствующей нормативно-правовой базы, как на уровне внутреннего трудового законодательства каждой страны, так и в рамках межгосударственного правового сотрудничества. Проведение эффективной миграционной политики требует в тоже время соблюдения прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, упрощения порядка въезда-выезда и пребывания иностранных граждан н лиц без гражданства в Российской Федерации с обеспечением при этом баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой. На сегодняшний момент в Российской Федерации, как миграционная, так и демографическая ситуация диктует необходимость принятия серьезных, обоснованных мер для привлечения иностранной рабочей силы.

Однако, российское законодательство, и прежде всего трудовое, не всегда адекватно и своевременно реагирует на необходимость правового регулирования тех вопросов, которые возникают при регулировании трудовых отношений с участием иностранцев. Одним из ярких примеров этому положению может служить факт отсутствия в Трудовом кодексе РФ статей, касающихся регулирования труда мигрантов. Да и в целом, существующая правовая база Российской Федерации по данной проблеме не только скудна, но и в многом достаточно противоречива, содержит многочисленные пробелы.

В этой связи требуется дальнейшее совершенствование существующей нормативно-правовой базы внешней трудовой миграции, возрастает и роль правовой науки в изучении проблем, связанных с миграционными процессами н выработай практических рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию правовых основ регулирования труда мигрантов. Современное миграционное законодательство России формируется под влиянием различных тенденций.

Это необходимость реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере миграции, постоянный поиск наиболее оптимальных правовых решений, адаптация международных стандартов, попытки приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса, и целый ряд других факторов.