Прохождение предрейсового осмотра водителя без привлечения медиков


Прохождение предрейсового осмотра водителя без привлечения медиков

Оглавление:

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2020 году


> > > 14 января 2020 Предрейсовый медицинский осмотр водителей — процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры? Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  1. письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  2. приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.
  3. приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н. Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. . Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н.

Его положения актуальны также и для 2020 года. Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным.

В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье .

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  1. проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской
  2. финансируются и организуются работодателем;
  3. проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей: особенности проведения в 2020 году, требования к организации, проводящей осмотры, и причины отстранения водителей

Содержание статьиПрактика прохождения медицинских осмотров была известна ещё со времён Советского союза.

Сейчас, как и тогда, медосвидетельствование водителей перед выездом проводится со следующими целями:

    убедиться, что выход водителя на маршрут возможен;проверить отсутствие заболеваний, которые могут мешать управлять автомобилем;выявить тех водителей, которым по медицинским показателям запрещено управлять любым транспортом;профилактика и предупреждение возможных заболеваний в будущем.

Не стоит путать такие понятия, как предрейсовый и послерейсовый медосмотр.

Если первый всегда обязателен для шофёра, то второй проводится в большинстве случаев на усмотрение работодателя. Это указано в письме Министерства Здравоохранения РФ от 21 августа 2003 года.Основной задачей предрейсовых осмотров является максимальное обеспечение безопасности дорожного движения во время коммерческих (т.е.
с целью получения прибыли) перевозок пассажиров и груза.

Фактически, коммерческими перевозками занимаются:

    водители-дальнобойщики;шофёры автобусов и другого общественного транспорта;таксисты;водители малого коммерческого транспорта, которые занимаются перевозками груза (курьеры или развозчики продуктов);водители специальной и складской техники.

Существует несколько групп лиц, для которых прохождение освидетельствования является обязательным условием допуска к управлению ТС непосредственно перед каждым выездом.

Одной из них является «группа риска».

К ней относятся лица:

    имеющие проблемы с употреблением алкоголя и наркотических веществ, а также принимающие медицинские препараты, которые могут влиять на скорость реакции и возможность управления транспортом;

? Читайте статью нашего специалиста.

    имеющие заболевания хронического характера;которым более 55 лет (50 лет – для женщин);со стажем менее одного года.

Работодателю необходимо проверять абсолютно всех водителей перед каждым их рейсом, даже если они не входят в группу риска или другие категории.

В случае дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть проблемы, вплоть до уголовной ответственности. Лучше перестраховаться и проводить осмотры регулярно.Как и любая другая процедура, медицинский осмотр для водителей имеет свои формально-юридические требования.

Разберём процедуру по нескольким логическим частям.Осуществляться проверка должна перед каждым рейсом. Время, потраченное на неё, засчитывается как рабочее. Обычно это занимает не более 15 минут на одного человека.Проверку могут организовывать работодатели как на самом предприятии, так и в медицинских учреждениях.Во время освидетельствования врач обязан поинтересоваться об общем состоянии водителя, убедиться в отсутствии у него алкогольного или наркотического опьянения.

Организация предрейсового медосмотра водителей

1372 Содержание страницы Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами.

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности.

Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом.

Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование. Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:

  1. Транспортирующих опасные грузы.
  2. Перевозящие пассажиров.

Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:

  1. В пожарной службе.
  2. В полиции.
  3. В скорой помощи.

То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС.

Обследование проводятся врачами, фельдшерами. Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Ознакомление врача с жалобами водителя.
  2. Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
  3. Измерение артериального давления.
  4. Замер пульса.

Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование. Рассмотрим эти признаки подробнее:

  1. Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
  2. Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.
  3. Симптоматика временной нетрудоспособности.

Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе.

Также он обязан поставить свою подпись.

Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу.

В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ. Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет.
Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  1. Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
  2. Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  3. Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196.

Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года. ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата.

Ответственность водителя за грузы, транспортное средство, жизнь пешеходов и пассажиров предполагает, что он здоров и не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эту ответственность с ним разделяет транспортная компания, которая обязана организовать предрейсовый медосмотр. Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе.

На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства. Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов.

В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.

20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

.

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель.

Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров. Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке. Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Важно знать! Обследование водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ возможно только с его письменного согласия, которое обычно дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства.

Исключение может быть сделано только для водителей, работающих в экстренных службах (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и так далее). Когда осуществляется проверка?

Проверка осуществляется перед выездом водителя в рейс и засчитывается как его рабочее время. Где осуществляется проверка? Для предрейсового медицинского осмотра должен быть выделен специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв.

Предрейсовый осмотр водителей работа

1. Предприятие оказывало услуги по предрейсовым осмотрам водителей.

Цена была указанна за одного человека в месяц.

После того как договор был разорван. Подали в суд на то что переплатили за услуги.

Сумму вычислили путем деления суммы в месяц на количество дней когда водители работали по факту. 1.1. Здравствуйте! Обращайтесь к юристам сайта в личном сообщении. 1.2. Здравствуйте. Услуга платная.

Пишите в личку или по контактным данным, указанным в профиле.

1.3. Здравствуйте. Вы можете на сайте выбрать юриста и обратиться к нему в личные сообщения, договориться об услуге.

2. Работаю фельдшером в медицинском кабинете, график работы суточный. Задачи — предрейсовый осмотр водителей и оказание доврачебной помощи. Согласно статьи 108 ТК формально мне предоставлются перерывы на обед и отдых (2 часа в течение суток), но по факту моя работа перманентная, т.к. водители и заболевшие обращаются в любое время и я не могу покинуть рабочее место во время перерыва.
Как обязать работодателя оплачивать мне и моим коллегам перерывы, которыми мы по факту не можем воспользоваться?

2.1. Здравствуйте. Обязать никак. На время перерывов покидайте рабочее место, и пусть ждут. 3. Я водитель ежедневно в течение длительного времени (две недели) при прохождении предрейсового осмотра не допускаюсь к работе по причине высокого давления.

Как должен поступить работодатель в этом случае (могут ли меня уволить, если да то на каком основании). 3.1. В соответствии со , трудовой договор может быть прекращен в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обратите внимание, для расторжения трудового договора у работодателя должно быть соответствующее медицинское заключение и при этом, Вы должны быть признаны полностью неспособным к трудовой деятельности. А вообще, согласно , работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

4. Заключили с водителем договор ГПХ и сдали в аренду ему грузовик 12 т., в договоре описаны только объемы перевезенных инертных материалов. Несем ли мы ответственность за прохождение им предрейсового тех осмотра, медика, использование тахографа, соблюдение режима работы и отдыха и т.д? 4.1. Нужно исходить из условий договора который был заключен, если автомобиль находится в аренде, то соотвевенно за соблюдение норм безопасности дорожного движения ответвеность должен нести арендатор а не арендодатель поскольку по догвору ГПХ арендатро самостоятельно эксплуатирует автомобиль а соблюдение всех вышепречисленных норм возлагается на лиц допустивших в эксплуатацию автотранспрот.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа.

Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному.

Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов? Разберетесь с терминологией — поймете законы Основная ошибка возникает, когда законы, касающиеся транспортных организаций, занимающихся перевозками грузов и пассажиров, применяют к компаниям, использующим автомобили в служебных целях.
Когда считают, что водитель – это лицо, оформленное в этом качестве, а не то, которое управляет ТС, принадлежащим юридическому лицу.

. Чтобы избавиться от путаницы и сомнений, разберемся с терминологией.

Все понятно с грузоперевозчиками, то есть, транспортными компаниями, оказывающими услуги.

Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях?

Обратимся к ФЗ №196.

Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве. Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.

Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей. Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Путевка – это первичный отчетный документ организации.

Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления.

От этого зависит з\п рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе.

Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.

К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником.

Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля.

Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу.

Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона. Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой.

Хотя, при желании, могут придраться и к этому.

Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медицинский — это обязательная процедура, и главная ее цель — это профилактика аварийных ситуаций на дорогах, но кто может проводить это мероприятие? Каковы цели проведения и что выявляет осмотр.Содержание

Цель проведения предрейсового медосмотраОсновная цель проведения медосмотра перед выпуском водителя в рейс — это заключение о его состоянии здоровья, чтобы не было случаев переутомления в дороге, выявление возможного опьянения, в том числе наркотического, алкогольного или токсического.Цель мероприятия заключается в следующем:

  1. безопасность на дорогах как пешеходов, так и водителей;
  2. определение состояния здоровья на предмет, сможет ли человек выдержать нагрузку (это тоже связано с безопасностью).

Специалисты, проводившие медосвидетельствование, возлагают на себя некую , поэтому осмотры проводятся по жестким критериям.Требования законодательных документов обязательны для исполнения и поэтому каждый работодатель должен знать, что перед каждым рейсом необходимо организовывать проведение медицинского освидетельствования водителей.На основании требований нормативных документов необходимо обеспечить:

  • Проверку водителей перед рейсом, чтобы выявить содержание спирта в крови, наличие опасных препаратов, наркотических веществ.

    Одним словом, всех вредных составляющих, которые оказывают влияние на качество выполняемой работы.

  • Финансирование данного мероприятия производится за счет средств работодателя.

Обследованием подобного рода занимаются квалифицированные специалисты, обладающие разрешительными документами, неважно, в штате организации они выполняют свои функции или на договорной основе.По результатам проверок ведется запись в журнале. Обо всех возможных ситуациях доводят сведения до руководителей. В случае если выявлено, что у водителя обнаружено отклонение по состоянию здоровья, то его направляют в клинику для проведения обследования.За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в .

Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя.

Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.Какие перемены произошли в недавнее время:

  • В обязательном порядке стал проводиться предрейсовый медосмотр.
  • Даже по уходу со смены водителю необходимо пройти отметку у специалиста.
  • Если рейс окончен, то и по его окончании тоже проводится осмотр.
  • Перед тем как выйти на смену стало необходимостью осматривать водителя непосредственно за рулем.

Хотя, по мнению многих, это довольно жесткие меры, но все же они обоснованы практической реальностью. Всем известно, что неважное состояние водителя может привести к непредсказуемым последствиям.Внесены изменения

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр?

15:07 13:36 13:07 12:45 12:26 11:01 10:33 9:16 8:47 21:17 20:24 19:07 17:56 16:32 15:41 14:13 13:16 12:10 10:55 10:07 9:41 8:30 23:01 22:17 21:56 21:00 19:56 18:50 18:49 17:55 17:53 17:51 17:43 17:20 17:14 17:01 17:01 16:52 16:46 13:04, 5 февраля 2016 › Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.Обоснование вывода:В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.

4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).В соответствии с п.

46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста.

Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).

Программа подготовки медицинского

Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2020 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2020 году.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей.

Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены «О безопасности дорожного движения».

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу

«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

.

Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2020 году.

Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» собрала в удобную табличку все штрафы, которые будут наложены на организацию или должностное лицо за нарушения режима работы водителя. Скачайте её и распечатайте. Как установлено п.

9

«Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

, все расходы по медосмотру несет наниматель.

Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

  1. .
  2. ;

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 .

Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа. Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом.

Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем. В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  1. визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  2. выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).
  3. опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;

Результаты осмотра вносятся в на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: что необходимо знать

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни.

А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению.

Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом.

Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании. Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.

Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем. А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда. Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс.

Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23).

Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев. Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2020 году не появилось.

Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать. При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.

Безусловно, все расходы по медицинскому освидетельствованию берет на себя работодатель.

Ориентировочные цены на такую услугу 5000 руб/мес за 1‒2 водителей, 15000 руб/мес за 15‒30 и в случае, когда таких работников больше 50, предприятие будет платить ежемесячно от 20 тысяч рублей. Таким же образом можно поступить с решением бухгалтерских и кадровых вопросов, заключив договор с .

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры.

Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы.

Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

).Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г.

№ 835н

«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч.

4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)Как оснастить помещение для медицинских осмотровМедицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

).

Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:— медицинская кушетка;— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;— столик для медицинского оборудования — 1 штука;— шпатели медицинские — 10 штук;— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;— оборудованная комната для отбора биологических сред;— средства связи.Если в организации водителей мало —

Наиболее часто задаваемые вопросы по предрейсовым медицинским осмотрам водителей

Наиболее часто задаваемый вопрос: «А нужно ли мне организовывать и проводить предрейсовые медосмотры?» Давайте разбираться: Согласно Закону (196-ФЗ от 10.12.1995) водители ЛЮБЫХ транспортных средств (в т.ч.

грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет Пример: «У меня винный магазин, и работает один водитель на Пойнтере, который развозит товар. Нужны ли мне предрейсовые медосмотры?».

Ответ: Нужны. При проверке транспортной инспекции Вы получите предписание и будете вынуждены заключать такой договор, но уже на «невыгодных» условиях. Согласно Закону 128-ФЗ от 08.08.2001, вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!

Ведение предпринимательской деятельности без лицензии, в соответствии с Законом 195-ФЗ от 30.12.2001 (КоАП), Глава 14, Статья 14.1, является правонарушением и влечет наложение штрафа.

К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС).

Внимательно изучите требования к медицинскому кабинету: две комнаты, одна из которых должна быть оборудована умывальником, медицинская мебель (имеющая сертификаты соответствия), освещение и т.д. Одним словом, если у Вас меньше 100 единиц транспорта, лучше заключить договор с медицинской организацией, которая возьмет на себя ответвственность за медосмотры, избавив Вас таким образом от головной боли.

Выйдет дешевле. При наличии транспорта в организации проверить, как проводятся медосмотры, может любой внутренний и внешний (чаще, государственный) аудит.

Наиболее часто наличие договора на проведение предрейсовых медосмотров требуется при проверке «трудовой» и «транспортной» инспекции.

Поискать свою организацию в плане проверок можно . Чаще всего, одного договора и копии лицензии недостаточно.

Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров (заверенные копии журналов, т.к.

сами журналы являются собственностью медицинской организации, проводящей медосмотры) и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности.

Наличие только договора и копии лицензии означает, что договор Вы заключили, но фактическая деятельность по нему не ведется.

Если возникает необходимость заключить договор на проведение медосмотров водителей, то возникает закономерный вопрос: сколько стоит проведение предрейсовых медосмотров? Большинство интернет-ресурсов ответ на этот вопрос не дает.

А почему? Честно говоря, я (главный врач ООО «Аспект С») и сам не знаю.

Предрейсовый осмотр с использованием телемедицины: законно или нет?

Статья была написана по заказу редактора одного из медицинских журналов, но по неизвестным причинам осталась невостребованной.

Поскольку актуальность соглашения на сегодняшний день утрачена, публикую её на своём сайте.

Изменения в законодательство, связанные с использованием телемедицинских технологий в медицине (вступили в силу с 1 января этого года), открыли широкие возможности для медицинских организаций. Так, на рынке уже предлагаются аппаратно-программные комплексы для дистанционного прохождения предрейсовых медицинских осмотров. При этом разработчики утверждают, что работа оборудования полностью соответствует требованиям законодательства.

Так ли это? Попробуем разобраться. Нормативно-правовая база проведения предрейсовых осмотров Методика проведения предрейсовых медицинских осмотров регулируется:

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»;
  2. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», которым утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».
  3. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;

Так, осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией либо медицинским работником, состоящим в штате работодателя.

Наличие лицензии на осуществление данного вида медицинской деятельности является обязательным!