Закон об отмене конфискации имущества за взятки отменен когда


Закон об отмене конфискации имущества за взятки отменен когда

Оглавление:

Ошибка с конфискацией


Правоохранители давно говорят, что она должна касаться не только имущества, принадлежащего террористам, но и действовать при других тяжких преступлениях. На этом, в частности, настаивает Генеральная прокуратура. Но возвращение этой нормы в обновленном виде в наш УК совершенно очевидно тормозят какие-то силы. Когда в декабре 2003 года Государственная Дума исключила конфискацию имущества из Уголовного кодекса РФ, очень многие посчитали это гуманным и справедливым актом.

В самом деле: согласно статье 52 действовавшего тогда УК могло быть конфисковано все имущество осужденного, включая его долю в общей собственности. Нельзя было изъять только жизненно необходимые предметы: одежду, обувь, домашнюю утварь.

Понятно, что при этом страдал не только сам преступник, но и вся его семья, которую ни в чем не обвиняли. Решение Думы было верным, если бы, следуя привычной манере, вместе с водой не выплеснули и ребенка.

Да, конфискация имущества, которым осужденный владел законно, несправедлива и должна быть отменена. Но ведь во многих случаях обнаруживается и такое имущество, которое было украдено у государства или у частных лиц.

И подчас огромные суммы! Тут — и дома, и автомобили, и даже самолеты, не считая колоссальных банковских вкладов. Разве и это похищенное не надо конфисковывать?

Об этом и позабыли! Словом, хотели как лучше, а вышло.

И позабыли ли? Или это было сделано сознательно?

Расследуя преступление, древние римляне первым делом задавали вопрос: «Кому это выгодно»? Зададим и мы. И легко на него ответим: только не мелким несунам, сдавшим в утильсырье украденные на заводе свинцовые трубы.

И тем более не тому, кто стащил курицу у соседа.

Тут и конфискации не надо: за трубы придется заплатить, а курицу вернуть, если ее еще не сварили. Речь идет о воротилах, похитивших миллионные и миллиардные суммы. Напомним, что в одном лишь 2004 году ущерб от экономических преступлений составил 275 млрд.

рублей. Эти люди готовы даже отсидеть в тюрьме любой срок, лишь бы денежки остались целы. Отмена конфискации украденного имущества — лучший для них подарок.

Между прочим, за рубежом это поняли уже давно. Так, наши соседи предусмотрели конфискацию, но не всего имущества осужденного, а только того, что было предназначено для совершения преступления либо было получено в результате него. Подобные формулировки ввели в своем УК Латвия, Литва и другие страны.

Эти положения вполне соответствуют международным конвенциям, в том числе и признанным Россией. Конвенция ООН 2004 года, направленная против организованной преступности, обязывает государства, ее подписавшие, ввести конфискацию: а) доходов от преступления или имущества, стоимость которого соответствует этим доходам; б) оборудования или других средств, использованных при совершении преступления. А Конвенция ООН о борьбе с коррупцией (2003 года) дополнила этот перечень еще и доходами, приобретенными путем незаконного обогащения, в том числе — легализованных посредством финансовых операций, а также предназначенных для финансирования преступных сообществ.

Не будет уголовки за бизнес без регистрации и полной конфискации имущества. Как изменят статьи по экономическим преступлениям?

Генеральная прокуратура анонсировала изменения уголовной ответственности по экономическим статьям.

Они вступят в силу с 19 июля этого года. Из главного — повышение денежных порогов, после которых предприниматель рискует сесть за решетку, отмена уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации и исключение из УК статьи «Лжепредпринимательство».

Итак, какие нововведения планируются?

— Во-первых, по экономическим делам крупным будет признаваться размер, или ущерб, или доход в 1000 раз больше базовой величины в день преступления.

По подавляющему большинству статей — это порог уголовной ответственности, — говорит начальник отдела гособвинения Генпрокуратуры Эльдар Сафаров.

— Особо крупным ущербом — в 2000 и более раз больше базовой, если иное не оговорено в отдельных статьях 25-й главы Уголовного кодекса.

— К примеру, таковой является статья 243 «Уклонение от уплаты налогов и сборов». В данной статье пороги крупного ущерба повышены с 1000 до 2000 базовых, а пороги особо крупного — с 2500 до 3500 базовых, — отмечает правоохранитель. По сегодняшней ставке базовой величины 25,5 рубля порог крупного ущерба вырастет с 25,5 тысячи рублей до 51 тысячи рублей, а особо крупного — с 63,75 тысячи рублей до 89,25 тысячи рублей Во-вторых, исключат уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по статье 233.

В частности, под исключение попадает предпринимательская деятельность без регистрации в установленном порядке и запрещенная законодательными актами.

Но при этом административная ответственность за эти нарушения всё же остается. — Преступлением будет признаваться только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), сопряженная с получением дохода в крупном и особо крупном размере, — отметил Сафаров. Кроме этого, из кодекса исключат статью 234 «Лжепредпринимательство».
Эльдар Сафаров отметил, что общая конфискация имущества как дополнительный вид наказания по экономическим статьям будет исключаться.

— Будет расширяться применение специальной конфискации. Это изъятие в доход государства имущества, соразмерного причиненному ущербу или полученному незаконному доходу, — отметил он.

Специальная конфискация существует в действующем кодексе с 2001 года.

Ее суть — принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства орудий и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота, имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного с использованием этого имущества, предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не принадлежат возврату потерпевшему или другому лицу.

Если же спецконфискация невозможна, то с виновного в доход государства взыскивается эквивалентная сумма. — Эта мера защищает права и интересы членов семьи осужденного и других лиц, не являющихся участниками уголовного процесса, — добавил Сафаров. При этом в законе есть оговорка для тех, по чьим уголовным делам еще не исполнено решение о конфискации.

Чужое — вернут

Пленум Верховного суда России в ближайшее время подготовит разъяснения, как применять конфискацию. Об этом во вторник заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Разъяснения Верховного суда России сделают нормы о конфискации более эффективными.

Фото: depositphotos.com По данным судебной статистики, число конфискаций в прошлом году выросло. Однако на практике возникает ряд проблем.

Дело в том, что по закону конфискация — не наказание, а мера уголовно-правового характера. А это принципиальная разница: по действующим правилам можно забрать только незаконные деньги. Или то имущество, что куплено на них.

Допустим, некий коррупционер купил на взятки яхту или коттедж. Если правоохранители доказали это, — все будет конфисковано. Но забирать у человека что-то лишь на том основании, что он осужден, нельзя.

Время от времени в обществе возникают предложения вернуть старый порядок, когда осужденного могли буквально раздеть до нитки.

Но эксперты уверены: сегодня у нас действуют цивилизованные нормы и менять их нельзя. А разъяснения Верховного суда сделают меру более эффективной и, не исключено, позволят расширить применение конфискации. Всего за коррупционные преступления в прошлом году было осуждено 9,9 тысячи человек.

Об этом сообщил вчера председатель Верховного суда России. Данные были озвучены на семинаре-совещании председателей региональных судов, начавшемся вчера в Верховном суде России. Форум будет проходить несколько дней в режиме видео-конференц-связи. Как показывает судебная статистика, пятая часть всех осужденных за коррупцию обвинялась в даче или получении взятки на сумму до 10 тысяч рублей.
Всего за небольшую мзду были наказаны около 2 тысяч человек.

Напомним, статья «Мелкое взяточничество» появилась в УК в 2016 году. Раньше все взяточники, как бравшие миллионами, так и польстившиеся на сотню рублей, проходили по одной статье, и это, конечно, было очень удобно правоохранителям.

Ведь за любого мздоимца ставилась одинаковая галочка, а значит, можно было улучшать отчетность за счет мелких коррупционеров. Чтобы изменить такие привычки правоохранителей, и было решено ввести специальную статью для «копеечных» взяток. Каждое четвертое дело по делам небольшой тяжести, поступившее в суд, следствие могло прекратить Теперь дела по взяткам менее 10 тысяч рублей проходят по отдельной статье, а значит, и по другой графе в отчетах.

Так что у борцов с коррупцией появился серьезный стимул искать коррупционную дичь покрупнее.

Пока многое движется по накатанной. Согласно судебной статистике, за получение взятки больше 10 тысяч рублей было осуждено 1300 человек.

Из всех осужденных за взятки лишь 4 процента были пойманы на том, что брали больше миллиона. В 53 процентах дел о взяточничестве фигурируют взятки до 10 тысяч рублей. На втором месте (24 процента от количества общих дел) дела по взяткам на сумму от 10 до 50 тысяч рублей.

Однако серьезные перемены быстро не происходят. Пока еще прошло не так много времени. Эксперты уверены, что практика изменится.

Когда в россии отменили конфискацию имущества

/ / По нашему мнению, возвращение конфискации как вида наказания в уголовное законодательство нецелесообразно, а Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.

№ 162-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848., отменивший данный вид наказания, был важным этапом на пути совершенствования российского законодательства и обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Это можно объяснить, во-первых, тем, что как мера уголовной ответственности конфискация имущества влечет за собой чрезвычайно неблагоприятные последствия для осужденного; при этом конфискация —

«мера, направленная не только против того, кто совершил преступление, но против членов его семьи»

Морщакова Т.Г. Наказание должно быть адекватным // ЭЖ-Юрист. 2003. № 48. С. 6., лишающая родственников многих материальных благ и возможности наследовать законно нажитое преступником имущество.

Общеизвестно, что лица, привлеченные к уголовной ответственности, после отбытия наказания встречаются с различными материальными трудностями, связанными с трудоустройством.

Конфискация может лишь усугубить их неблагоприятное материальное положение и даже привести к совершению других преступлений.

Во-вторых, конфискация имущества, по сути, приводит к умалению целей наказания, предусмотренных ст.

43 Уголовного кодекса. Исправление осужденного не может быть в полной мере реализовано, ведь на практике конфискация законно нажитого имущества воспринимается осужденным как унижение со стороны государства; при этом такое унижение касается не только его, но и, как говорилось выше, членов его семьи. Также не восстанавливается в полной мере социальная справедливость, так как, по нашему мнению, лишение физического лица частной собственности — в ряде случаев несоразмерная мера по сравнению с совершенным преступлением. Конфискация как вид наказания предусматривалась, например, за такое уголовное правонарушение, как вымогательство, совершенное либо группой лиц по предварительному сговору, либо неоднократно, и т.д.

С учетом того что ст. 163 УК РФ («Вымогательство») предусматривает формальный состав преступления, наказание в виде конфискации являлось чрезвычайно жестким для правонарушителей. В-четвертых (данный аргумент тесно связан с предыдущим), конфискация имущества нарушает принцип справедливости, установленный ст. 6 Уголовного кодекса РФ, согласно которой наказание должно быть справедливым, т.е.

соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В-пятых, возвращение конфискации имущества может привести к росту коррупции в среде судебных приставов, которые смогут получать взятки от, например, родственников осужденного, целью которых будет являться сохранение имущества такого осужденного Висков Н.В.

Специальная конфискация: правовая природа и законодательная регламентация // Адвокатская практика. 2008. № 4. С.

Полной конфискацией имущества хотят наказывать за взятки чиновников

У госслужащих, попавшихся на взятке, хотят конфисковывать все имущество, а не только то, которое проходит как вещественное доказательство по делу. Законопроект, предусматривающий восстановление уголовного наказания в виде конфискации имущества за взяточничество, подготовили в Заксобрании Оренбургской области, пишут .

В то время как депутаты Госдумы из профильных комитетов уверены в необходимости принятия такой нормы как «эффективного средства борьбы с коррупцией», эксперты полагают, что это приведет к росту взяточничества со стороны судей и следователей.

Согласно подготовленному региональными депутатами законопроекту, УК РФ необходимо дополнить новой статьей — «Конфискация имущества». — Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного на основании обвинительного приговора суда, — отмечается в документе. По действующему законодательству (ст.

290 УК РФ) наказание за получение взятки предусмотрено в виде штрафа, лишения свободы и права занимать определенный пост. Что касается конфискации имущества, то у преступника отбирают только то, что проходит по делу как вещественное доказательство.

Размер штрафа и срок зависят от размера взятки.

Депутаты Заксобрания Оренбурга считают необходимым убрать возможность госслужащим отделаться штрафом за взятку, при этом оставить уголовную ответственность в виде лишения свободы и добавить к этому конфискацию имущества. — Предлагаемые проектом нормы предусматривают возвращение конфискации имущества за совершение преступления в виде получения взятки, что также соответствует международным нормам. Так, согласно Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года, ратифицированных Российской Федерацией, конфискации подлежат имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, в том числе преобразованные в правомерного вида имущество, а равно прибыль, извлеченная из этого имущества, и имущество осужденного, стоимость которого соответствует стоимости такого имущества, при невозможности его обращения в доход государства в случае его утраты или израсходования, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Заксобрании Оренбурга уверены, что

«восстановление конфискации имущества в системе мер уголовного наказания позволит более эффективно решать задачу борьбы с преступными деяниями коррупционного характера»

.

После процедуры принятия законопроекта в местном Заксобрании он будет внесен в Госдуму.

Отметим, что вопрос необходимости ужесточения наказания за взяточничество и возвращения меры наказания в виде конфискации имущества депутаты ГД и общественники поднимали уже не раз.

Так, в 2013 году депутаты от «Единой России» Сергей Тен и Борис Резник подготовили для внесения в Госдуму законопроект о возвращении конфискации как вида уголовного наказания.

Либерализация наказаний за экономические преступления.

Чего ждать?

  • Главная
  • Курс на справедливость Опубликовано: 05.10.2018 07:22:30 5636 Источник: Курс на справедливость Нужно ли менять подходы к наказанию за экономические преступления? Законодатели считают, что да.

    Ко второму чтению готовится проект закона, который значит многое для всех, кто причастен к экономической деятельности. Предложения, содержащиеся в документе, активно обсуждаются в юридических кругах.

    Свое мнение об отдельных новеллах проекта закона мы попросили высказать кандидата юридических наук доцента кафедры уголовного права юридического факультета БГУ Алексея Лукашова.

    КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ. — Алексей Ильич, как вы относитесь к идее либерализации уголовной ответственности?

    На ваш взгляд, были ли предпосылки к появлению такой инициативы? — Когда мы обращаемся к сфере уголовной ответственности, правильнее говорить о соблюдении принципа справедливости, а не о либерализации.

    Ведь все изменения в уголовный закон, которые касаются наказания, обязаны учитывать характер и степень опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного. В законодательной практике нашей страны встречались случаи, когда этот принцип выдерживался не всегда. Например, по статье 214 УК за угон транспортных средств без отягчающих обстоятельств в начале двухтысячных годов лишали свободы на срок от 5 до 7 лет.

    При этом большинство из этих преступлений совершали совсем молодые люди.

    Только в 2003 году после двух лет применения санкции этой статьи она была слегка откорректирована, кроме лишения свободы, появилась возможность применять к угонщикам такой вид наказания, как ограничение свободы.

    И лишь в 2015 году санкция этой статьи начала учитывать характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного.

    Вот уже три года за подобный угон к виновному могут применять также такие наказания, как штраф, исправительные работы и арест.

    Нельзя не вспомнить дискуссионный вопрос о санкциях за незаконный оборот наркотиков. Которые, кстати, также отчасти корректируются в сторону их смягчения в этом законопроекте. Так что тема справедливости уголовного закона — это проблема, требующая постоянного и пристального внимания со стороны законодателя.

    Подчеркну — постоянного внимания, в том числе с учетом динамично изменяющихся отношений, с учетом общественного мнения и оценок экспертного сообщества. — В проекте закона предлагается отказаться от конфискации.

Имущество конфисковывать больше не будут. Нюансы поясняет юрист

15.03.2020 У признанных виновными по экономическим статьям в дополнение к основному наказанию больше не будут конфисковывать все нажитое, а лишь доходы от преступной деятельности. Эти изменения начнут действовать 19 июля.

Как следует из закона

«О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»

, из Уголовного кодекса исключат статью 61, которая предусматривает конфискацию имущества. Только в прошлом году 80 обвиненных по экономическим статьям человек своего имущества.

Как именно изменится одна из самых противоречивых мер наказания за экономические преступления, объясняет юрист Александр Жук. Как было К осужденным по некоторым экономическим статья Уголовного кодекса кроме основного наказания применяли 61-ю статью: принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

− Ранее применялась так называемая общая конфискация.

Это был самостоятельный вид уголовного наказания, в ходе которого у осужденного изымалось в доход государства все нажитое им имущество, за исключением того, на которое нельзя было обратить взыскание. То есть единственное жилое помещение, небольшая сумма денежных средств, минимальный набор мебели, детские вещи. Из-за этого раньше не было дифференциации и принцип справедливости практически не соблюдался, − говорит юрист.

Как будет Вместо этого будет применяться специальная конфискация.

«При совершении преступления подлежат специальной конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства: имущество, добытое преступным путем или приобретенное на средства, добытые преступным путем; доход, полученный от использования этого имущества, а также предметы преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; орудия и средства совершения преступления, принадлежащие лицу, совершившему преступление; вещи, изъятые из оборота. Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 3171 Уголовного кодекса (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц)», в законе.

— То есть с введением специальной конфискации будут подлежать к изъятию в доход государства только имущество и деньги, нажитые преступным путем, либо орудие и средства совершения преступления: оргтехника, транспортное средство или что-то еще. Таким образом вводится дифференциация уголовной ответственности и принцип справедливости будет соблюдаться в большей степени, поскольку будет изыматься не все имущество, а только то, которое было причастно к совершению преступления, либо было получено в ходе его совершения, − объясняет Александр Жук.

Если по каким-то причинам применить специальную конфискацию будет невозможно, суд будет определять соответствующую сумму, которую предстоит выплатить в доход государства.

Конфискация имущества в уголовном праве РФ

отменена как мера наказания в 2003 году. До этого в УК РСФСР (и в первой редакции УК 1997 года) она признавалась таковой и имела печальные последствия: «разоблачение кулаков», «отбирание жилья» и всего имущества. Это не значит, что конфискация полностью «ушла» из уголовно-правового законодательства.

Она используется и по сей день в качестве принудительной меры уголовно-правового характера. Критерий для сравнения Конфискация — наказание (в советское время и до поправок 2003 года).

Конфискация — мера уголовно-правового характера (с 2003 года) Что изымают? Любое имущество(за исключением того, которое не подлежало изъятию). На практике это оборачивалось знаменитыми «раскулачиваниями». Только виды имущества, которые конкретно указываются в статье 104.1. В пользу кого изымают? Все имущество передается в собственность государства.
В пользу или государства (чаще всего), или потерпевшего. На основании чего изымают имущество?

Указание конфискации как санкции в конкретной статье УК.

Совершение преступлений, которые перечисляются в п. «а» в ч. 1 ст. 104.1 УК. Да, есть.

Но конфискация имущества в уголовном праве РФ – это не наказание. Это больше мера, которая помогает восстановить справедливость, защитить общество от опасного противоправного деяния и последствий его совершения.

Статья 104.1 УК РФ прямо указывает 4 вида имущества, которое могут безвозмездно изъять в пользу потерпевшего или же в пользу государства:

  • Орудия/средства совершения преступления.
  • Имущество, которое использовалось или же предназначалось для «террористических целей». К примеру, это деньги для финансирования терроризма, средства для деятельности организованной группы, плакаты и оборудование для экстремистской деятельности, оружие для незаконного вооруженного формирования или же преступного сообщества (преступной организации).
  • Имущество, которое получено в результате совершения преступлений.
  • Преобразованные деньги, ценности, доход. К примеру, когда в результате преступной деятельности получено имущество, а потом оно «якобы под видом гражданско-правовой сделки» передается третьему лицу.

Конфискация имущества как мера уголовно правового характера применяется только в отношении закрытого (исключительного) перечня преступлений.

Статья 104.1 УК РФ прямо называет эти преступления:

  • За ущемление избирательных прав. Ч.2 ст. 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав/работе избирательных комиссий (состав квалифицирующий), вся ст.
  • За вред человеку и его здоровью. Ч.2 ст. 105. Убийство с квалифицирующим составом, ч.2-4 ст. 111 за причинение тяжкого вреда здоровью с квалифицирующим составом, ч.2 ст. 126 за Похищение человека (с квалифицирующим составом), ст. 127.1. за торговлю людьми, ст. 127.2.за использование рабского труда.

Есть Ли Закон Отмены Конфискации Имущества За Кредит 2020

Согласно ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества: Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления. Средства и орудия, оборудование, инструменты и другие вещи, которые применялись при подготовке и совершении преступления.

Деньги и другие ценности, полученные в результате неправомерного деяния. Предметы, изымаемые из незаконного оборота (наркотики, оружие и так далее).Но для его применения в обязательном порядке нужно также выполнение хотя бы одного из таких требований: Если не представляется возможным изъятие имущества, которым виновный завладел в итоге совершения преступного акта, тогда законом разрешается конфискация финансовой суммы.104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества: Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.Важно знать, что процесс должен производиться только в отношении того человека, который совершил преступные деяния.

Поэтому супруги или другие родственники не должны разделять эту ответственность. В результате, если должна производиться конфискация имущества мужчины, то собственность, принадлежащая его жене, не подвергается этой процедуре. Но при этом у супругов должны быть специальные документы, подтверждающие, что имущество на самом деле принадлежит жене.

Как правило, для этого используются чеки или другие документы, которые выдаются при приобретении элементов, а на них должны быть указаны данные покупателя. Кроме документов могут применяться показания свидетелей.В статье 104 УК РФ имеется информация о том, на каких основаниях может быть произведена конфискация определенной собственности гражданина. Применять эту меру нельзя к совершенно любым ситуациям и заемщикам, поскольку важно, чтобы совершалось серьезное административное или уголовное правонарушение.

Наиболее серьезными являются действия, связанные с убийством или продажей людей, с созданием фальшивых денег или с террористическими действиями. Конфискация имущества в уголовном праве РФ с 2003 года не рассматривается как наказание, а считается мерой уголовно-правового характера. УК содержит перечисление 74 преступлений, за которые предусматривается конфискация.

Конфискация предусматривается за терроризм, призыв к террористической деятельности (в том числе и с использованием сети «Интернет»), отмывание денег, вовлечение/принуждение к проституции, оборот наркотических средств, взяточничество и другие преступления.

Курс на справедливость: Либерализация наказаний за экономические преступления.
Статья 104.1 УК РФ содержит 4 категории имущества, которое может подлежать конфискации. Перечень имущества, не подлежащего конфискации, находится в ст.

Чего ждать?

/ / Общественно-политические 05.10.2018 Нужно ли менять подходы к наказанию за экономические преступления?

Законодатели считают, что да. Ко второму чтению готовится проект закона, который значит многое для всех, кто причастен к экономической деятельности. Предложения, содержащиеся в документе, активно обсуждаются в юридических кругах. Свое мнение об отдельных новеллах проекта закона мы попросили высказать кандидата юридических наук доцента кафедры уголовного права юридического факультета БГУ Алексея Лукашова.
– Алексей Ильич, как вы относитесь к идее либерализации уголовной ответственности?

На ваш взгляд, были ли предпосылки к появлению такой инициативы? – Когда мы обращаемся к сфере уголовной ответственности, правильнее говорить о соблюдении принципа справедливости, а не о либерализации. Ведь все изменения в уголовный закон, которые касаются наказания, обязаны учитывать характер и степень опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного.

В законодательной практике нашей страны встречались случаи, когда этот принцип выдерживался не всегда.

Например, по статье 214 УК за угон транспортных средств без отягчающих обстоятельств в начале двухтысячных годов лишали свободы на срок от 5 до 7 лет. При этом большинство из этих преступлений совершали совсем молодые люди.

Только в 2003 году после двух лет применения санкции этой статьи она была слегка откорректирована, кроме лишения свободы, появилась возможность применять к угонщикам такой вид наказания, как ограничение свободы. И лишь в 2015 году санкция этой статьи начала учитывать характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного. Вот уже три года за подобный угон к виновному могут применять также такие наказания, как штраф, исправительные работы и арест.

Нельзя не вспомнить дискуссионный вопрос о санкциях за незаконный оборот наркотиков. Которые, кстати, также отчасти корректируются в сторону их смягчения в этом законопроекте.

Так что тема справедливости уголовного закона – это проблема, требующая постоянного и пристального внимания со стороны законодателя. Подчеркну – постоянного внимания, в том числе с учетом динамично изменяющихся отношений, с учетом общественного мнения и оценок экспертного сообщества. – В проекте закона предлагается отказаться от конфискации.

Как это следует понимать и насколько это оправданный шаг сегодня? – Конфискацию имущества как вид дополнительного наказания действительно предлагается исключить из системы наказаний.

Ведь она в том числе распространяется и на законно нажитое имущество, напрямую затрагивает интересы супруга и иных членов семьи осужденного, что едва ли справедливо. От нее уже отказались немалое число государств. Россия сделала это в 2003 году, Молдова в 1994-м, предусмотрев в Конституции, что законно добытое имущество не может быть конфисковано.

– Не является ли отказ от конфискации имущества неким послаблением для преступников?

– Исключая конфискацию имущества из системы наказаний, государство не идет на предоставление неких преференций.

Забрать и не вернуть: Пленум Верховного суда дал разъяснения по конфискации имущества

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Будет ли взятка конфискована в пользу государства?

А если она передавалась под контролем правоохранительных органов?

Какое имущество можно забирать вне зависимости от состава преступления?

Пленум Верховного суда сегодня обсудил новое постановление, в котором дал ответы на эти и многие другие вопросы о конфискации имущества. В 2003 году конфискация имущества перестала быть наказанием по уголовным делам и стала принудительной мерой уголовно-правового характера.

Согласно действующей редакции Уголовного кодекса, конфискация имущества

«есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства»

. , зампред , отметил, что судебная практика по вопросам конфискации складывалась «не всегда однозначно».

«Проект имеет большое значение как для правоприменителей, так и для всего общества в целом»

, – заявил он.

С актуальностью проблемы согласились и другие выступавшие, в том числе и Леонид Коржинек, заместитель генерального прокурора. Пленум разъяснил, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен.

При этом суды при разрешении вопроса о конфискации имущества обязательно должны установить его собственника. Имущество, находящееся на территории иностранного государства, может быть конфисковано судом при рассмотрении уголовного дела на основании международного договора.При этом такое имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено владельцу, если он участвовал в совершении преступления. Например, его нельзя вернуть владельцу предметов контрабанды, который участвовал в их незаконном перемещении.

А если речь идет о взятке, то она не может быть возвращена взяткодателю или лицу, совершившему коммерческий подкуп, даже если он способствовал раскрытию преступления и был освобожден от уголовной ответственности.

Вместе с тем, если передача взятки происходила с ведома и под контролем правоохранительных органов, имущество «взяткодателя» должно быть возвращено ему. Это указание, по мнению Андрея Гривцова из , является наиболее значимым из всех данных Пленумом разъяснений, поскольку

«периодически у судов возникали вопросы, связанные с попыткой обратить данные деньги в доход государства»

.

Один из пунктов постановления напоминает о «дифференцированном подходе» в отношении конфискации, рассказал судья Верховного суда . Так, деньги можно конфисковать только по преступлениям террористической или экстремистской направленности.

А конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступлений, напротив, применяется по всем преступлениям без ограничений.Пленум Верховного суда подчеркивает, что основной задачей конфискации имущества является возмещение вреда потерпевшему от преступления. В связи с этим, если конфисковать определенный предмет не представляется возможным в связи с его использованием, продажей или по каким-либо иным причинам, то в целях выполнения требований ст.

В России могут вернуть полную конфискацию имущества как наказание по статье за коррупцию

Глава Следственного комитета России, генерал юстиции Александр Бастрыкин вновь, уже в который раз, заявил о необходимости вернуть в Уголовный Кодекс РФ меру наказания в виде полной конфискации имущества коррупционеров.

По мнению Бастрыкина, это позволит властям эффективнее возмещать нанесенный государству ущерб от коррупционных преступлений. Эта мера наказания была в Уголовном кодексе России до 2003 года и предполагала, что каждый может лишиться своего имущества, если оно было нажито преступным путем.

Но в декабре 2003 года Госдума исключила конфискацию из УК. За последние 8 лет в России было направлено в суд около 80 тыс. уголовных дел о коррупции. В качестве обвиняемых по ним было привлечено 5038 лиц, обладающих особым правовым статусом — в их числе свыше 3 тысяч депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 94 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 35 судей, 119 прокурорских работника, 516 адвокатов, 604 следователя различных ведомств, в том числе 122 — Следственного комитета.

Только за первые три месяца 2020 года у коррупционеров было арестовано имущества на 5,3 млрд рублей, заявил Бастрыкин в интервью газете «Известия». В 2020 году у фигурантов уголовных дел о коррупции изъяли только денег и драгоценности на 2 млрд рублей, а имущества арестовали на 15 млрд рублей. Чтобы наказание за коррупцию стало неотвратимым, а само незаконное использование полномочий должностными лицами в целях личной наживы потеряло всякий смысл, предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статье 44 УК РФ, с возможностью ее применения по коррупционным преступлениям.

На данный момент УК предусматривает конфискацию имущества только по нескольким «коррупционным статьям»: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и некоторых иных. Но даже по этим статьям судьи зачастую не назначают меру наказания в виде конфискации в связи с ее необязательностью.

Конфискация имущества до сих пор не грозит в России тем чиновникам и представителям властей, кто ради незаконного получения выгоды и прибыли: — превышают должностные полномочий (ст. 286 УК РФ); — незаконно участвуют в предпринимательской деятельности (ст.

289 УК РФ); — получают взятки (ст. 290 УК РФ); — совершают служебные подлоги и предоставляют заведомо ложные сведения (ст.

292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ); — присваивают или растрачивают чужое имущество (ст. 160 УК РФ); — мошенничают, используя свои служебные полномочия (ст.

159 УК РФ); — препятствуют законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); — присваивают бюджетные средства (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ); — регистрируют незаконные сделки с землей (ст.

170 УК РФ) и т.д. Все чиновники, нарушившие закон по этим статьям, и попавшиеся на своих преступлениях, ныне отбывают свои сроки спокойно, будучи уверенными,

Конфискация имущества: что изменится с 19 июля

Менее чем через два месяца вступят в силу поправки в Уголовный кодекс. Главная новация, которой давно ждали — практически полный от так называемой общей конфискации, вместо которой будет применяться конфискация специальная.

Т.е., в большинстве случаев речь будет идти об изъятии не всей собственности физического лица, а только имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем, дохода, полученного от использования такого имущества, предмета, орудия и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота.

— На протяжении длительного периода времени институт конфискации в нашей стране ассоциировался с наказанием (мерой административного взыскания), представляющим собой механизм изъятия в собственность государства имущества, принадлежащего осужденному (лицу, привлекаемому к ответственности).

При этом Уголовный кодекс БССР 1960 г. предусматривал возможность применения конфискации всего нажитого имущества за совершение даже незначительного преступления, — поясняет адвокат Адвокатского бюро Евгения Малиновского Константин Остапюк. Теперь подходы радикально изменятся.

Это связано, прежде всего, с принятием Директивы Президента №4 и Закона Республики Беларусь от 09.01.2020 №171-З

«О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»

.

— В частности, из многих санкций статей особенной части УК исключена так называемая «общая конфискация», которая могла быть назначена судом в качестве дополнительного наказания при вынесении приговора, — говорит К.

Остапюк. — Для сравнения: если в настоящее время слово «конфискация» употребляется в УК 197 раз, то после вступления изменений в силу (с 19.07.2020 г.) оно будет встречаться только 10 раз. Для примера: если ранее санкция по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 243 УК (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере) предусматривалась возможность назначения наказания в виде лишения свободы с конфискацией всего имущества, принадлежащего обвиняемому, то в настоящее время вместо конфискации судом может быть назначен штраф.

А специальной конфискации может быть подвергнуто только то имущество и доходы, которые были получены преступным путем. Подробнее об изменениях в УК РБ, вступающих в силу 19 июля, читайте в статье К.

Остапюка «Конфискация: от общей — к специальной» в печатной версии журнала .