Педагогические ситуации в начальной школе и пути их решения


Педагогические ситуации в начальной школе и пути их решения

Примеры решений педагогических ситуаций


Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений Ситуация 1 Первоклашке (в 1998 г.) дали нестандартное задание: — В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить. — Моей бабушке сейчас 50 лет. — Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

— Столько же, сколько и мне, 7 лет. — Хорошо, как узнать, сколько лет прошло с тех пор, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она в школу с 7 лет? — В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад.

От 1998 отнять 43, получится 1955.

Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1955 году. — Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Вопросы и задания 1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми? 2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке? 3. Какими принципами руководствовался учитель?

4. Что можно сказать об атмосфере на уроке? 5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель?

Обо­снуйте свой ответ. Ситуация 2 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Ивано­вич выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку.

К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат. Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола.

Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернул­ся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и лас­ково произнес: — Не волнуйся, все будет хорошо.

Вот указка, начинай смелее! Ты же зна­ешь. — Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин. медленно направился к карте.

Но вместо Восточного полушария.

он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

— Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, — сказал учитель. — Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее.

Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие.

Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно.

Другой бы на его месте сде­лал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал: — Такие случаи бывают, Миша.

Человек хочет рассказать очень важное и хо­рошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение.

Такое случа­лось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер. Пойдем к карте и хорошо подумаем. Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал: — Ответь-ка сначала, сколько полушарий?

Ты же это наверняка знаешь.

Педагогические ситуации и их решения.

2 Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах.

Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы».

Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

Мои действия: Провожу беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объясняю, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль.

Предлагаю сыграть по очереди. Ситуация 2. Никита, 7 лет. Стеснительный мальчик, очень замкнут, медлителен.

В лагере он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми. Мои действия: Оказалось, что мальчик с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию.

Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. Чтобы повысить самооценку ребенка, стала предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили сверстники.

Дала этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, тем самым повысив его авторитет в группе Ситуация 3. Максим 8 лет. Мальчик играл в лагере в игрушки, и потом оказалось, что пропала одна машинка. Мои действия: Предварительно, поговорив с мамой мальчика, чтобы та побеседовала с сыном, что нехорошо брать чужие вещи и убедила его вернуть игрушку.

Ситуация 4. Катя 7 лет и Борис 8 лет. Дети постоянно конфликтовали по поводу места за столом. Мои действия: Предложила Борису, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказала, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Ситуация 5. Олег и Вика 8 лет.

Дети играли в «Догонялки», во время бега постоянно сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул. Мои действия: Останавливаю игру, успокаиваю детей. Объясняю, что если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед.

Объясняю правила, обговариваю с детьми правила безопасности.

Ситуация 6. Денис 8 лет. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника. Мои действия:Даю ребенку особую роль – суфлер.

«Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, только тогда ты ему подсказываешь, тихонько, чтобы больше никто не слышал». Ситуация 7. После спортивных состязаний дети из проигравшей команды остро реагировали на поражение, возмущались.

Мои действия: Объясняю детям, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть, объясняю, что следует делать, чтобы выиграть.

Решение педагогических ситуаций в начальной школе.

Аннотация: Статья посвящена решениям педагогических ситуаций в начальной школе.

Целью работы является теоретический анализ способов решения ситуаций по данным проблемам.

Особое внимание уделено разнообразным видам поведения.

На основе проведенного анализа были предложены способы решения конкретных ситуаций в начальной школе.Ключевые слова: педагогические ситуации, начальная школа, трудный ребенок, конфликт, ссора.В современное время в России проблема различных педагогических ситуаций стала актуальной темой исследования.

Актуальность выражается в том, что каждый из нас является или учителем, или родителем, или чьим-то другом, а это значит, что нам приходится сталкиваться с капризами, ссорами, иногда даже и с драками.Так, специалисты утверждают, что даже если педагогические ситуации в сферу вашей деятельности не входят, их все равно можно решить разными способами. Для этого необходимо помнить определенные законы и правила.При появлении ситуативных подходов при воспитании школьников, очень часто стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».Необходимо понять, что подразумевают под собой данные термины. Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?Для начала нужно дать определение.

Итак, педагогическая ситуация-это факты и истории, жизненные обстоятельства, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации.

Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.В отличие от стандартных педагогических ситуаций, нестандартные бывают очень сложными и требуют, соответственно, большое количество времени.Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми.

Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком.

И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие «трудные» дети.По определению А.И.Кочетова, понятие «трудный ребенок» касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие.Приведем общую классификация педагогических ситуаций:1) по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);2) по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);3) по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);4)

Педагогические ситуации и их решение в начальной школе

> > Вдруг Наталья Михайловна сняла очки и тоном, свидетельствующим, что высказывания учителей чем-то задели ее самолюбие, громко сказала: – А я считала и считаю, что главное в учителе – это добросовестность. – И после маленькой паузы продолжала.

– Я вот уже двадцать пять лет первая прихожу в школу и последняя ухожу. Я всю себя отдаю детям. Нужно всего себя отдавать детям – вот что делает учителя Учителем! – Но ведь еще нужно, чтобы было, что отдавать детям, – добавил кто-то из педагогов.

– Вот я – конечно, вместе с коллегами – выпустила в жизнь несколько сотен мальчишек и девчонок.

Из них выросли двое академиков, трое докторов и пять кандидатов наук, а уж инженеров, врачей, учителей и не счесть, – вмешалась в разговор Галина Аркадьевна. – Галина Аркадьевна, а скольких вы не спасли? – задал ей вопрос молодой биолог. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы.
Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

Ситуация 4 Урок немецкого языка. Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.

Внимание Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.

д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик. Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.

Очередное задание – подготовить пересказ текста.

Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь). Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания. 4. Инфо На мой взгляд, оптимальный вариант решения проблемы склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, для чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация 13 Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю.

Решение педагогических ситуаций

Приведем примеры педагогической ситуации и вариантов ее решения, предложенные студентам в рамках I областной психолого-педагогической олимпиады (февраль 2012 г.)Задание.

Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем)».Ситуация 1. «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15лет).

Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки,значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком.Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.

Ваш класс многонациональный.Ичёткин ДенисВыделите проблему (проблемы) из ситуации.

  • По внешним признакам, приведённым в ситуации, я могу предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «НС-скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов.
    Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям.
    Итак, из моего предположения следует что Сергей увлечен так называемой субкультурой (НС-скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
  • Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе
  • Сергею 15 лет, подростковый возраст.

    В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка.

    Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).

  • Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т.д.)
  • Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
  • Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма Предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин.

    105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации

    | Источник для самостоятельной работы студентов при изучении курса © Издательство «ФЛИНТА», 2014 Содержание Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.

    Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании.

    Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века. Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.

    Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций.

    Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения. Структура педагогических ситуаций внешне проста.

    В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.не всегда могут быть разрешены немедленно. Анализ проблемы состоит из следующих шагов: 1.

    Предварительное описание проблемной ситуации; 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; 3.

    Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; 4.

    Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата); 5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение; 6.

    Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения; 7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3; 8. Рефлексия. В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.

    Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

    Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет).

    Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. учебно-методический материал на тему

    Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать.

    Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно.

    Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель.

    «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит»

    . ? Действительно ли ребенок устал?

    Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?

    Решение. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т.

    п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.Ситуация 2 Утро.

    В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их.

    Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

    — Что ты такой грустный? Уж не заболел ли?

    — спрашивает его воспитатель. — Да нет. я так, — шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул: — Мне жаль маму.

    Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь. ? Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

    Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания — невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие. Оказание социально-педагогической помощи семье, через решение следующих задач: оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг; содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни; осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.); прогнозирование социальной помощи детям и их семьям; обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.Ситуация 3.

    За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?Дима Воспитательница сказала, что очень старался.Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделатьМама Вот теперь пойдёшь

    Педагогические ситуации и пример их решения.

    Методы решения сложных педагогических ситуаций статья по психологии на тему

    Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуацийТо такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого?

    Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками. По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации и не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно.

    Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила. Данная статья поможет вам разобраться в ситиуции и найти общий язык с молодым поколением.

    Про решение педагогических ситуаций в школе и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

    Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике? С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

    Что же подразумевают под собой данные термины?

    Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема? Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

    Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

    Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

    Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе? Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде.

    Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

    Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации.Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

    Педагогические ситуации

    Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем.

    Чего только не было в ее жизни за эти годы!

    Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень.

    И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.

    Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников.

    Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.

    В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.

    С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации.

    Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые. В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь). Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1.

    Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

    3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

    6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

    7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

    Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу. Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.

    Педагогические ситуации и пример их решения.

    Методы решения сложных педагогических ситуаций

    Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения.

    Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением.

    Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?Прежде всего, попробуем дать определение.Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна.

    Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

    1. противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
    2. противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
    3. недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
    4. разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
    5. разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;

    Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.Такие события могут возникать целенаправленно или случайно.

    Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта.

    Педагогические ситуации с ответами

    Раздел II Педагогическая ситуация № 1.

    Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки.

    Урок было невозможно продолжить.

    Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации?

    Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел? Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог.

    Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку.

    Можно было сказать:

    «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться»

    и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.

    Педагогическая ситуация №2. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой.

    Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ.

    Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы.

    Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке.

    Оцените, пожалуйста, действия учительницы. Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5».

    Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать:

    «Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2»

    за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.

    Педагогическая ситуация № 3. Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села.