Понятие длящееся правонарушение


Понятие длящееся правонарушение

Длящееся правонарушение

  1. В чем отличие длящегося административного правонарушения от не длящегося? Спасибо.
  2. Что такое длящиеся трудовые правонарушения?
  3. Является ли нарушение по ч.

    1 ст. 19. 22 КоАП длящимся?

  4. Что такое длящиеся трудовые правонарушения?
  5. Ст.17.10 КоАП длящееся правонарушение?
  6. Является ли длящимся правонарушение, если не сделана в срок аттестация рабочих мест.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1.

Является ли нарушение по ч. 1 ст. 19. 22 КоАП длящимся? 1.1. Не является, оно совершается определенным действием или бездействием.

2. Является ли длящимся правонарушение, если не сделана в срок аттестация рабочих мест.

2.1. Здравствуйте, Татьяна! К сожалению, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определения, что считать длящимся правонарушением, хотя в статье 4.5 КРФобАП указаны особенности исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности в зависимости от того, является ли административное правонарушение длящимся. Так как легального определения длящегося правонарушения мы не имеем, обратимся к судебной практике. Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

говорит следующее: Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. То есть неисполнение обязанностей по проведению специальной оценки условий труда к определенному сроку не является длящимся правонарушением.

Срок давности будет осуществляться с момента наступления срока исполнения обязанности. Успехов! 3.

Длящееся правонарушение — это что такое? Длящееся административное правонарушение

.

Сегодня одним из нерешенных вопросов административного права выступает использование в практической деятельности понятия «длящееся правонарушение», которое предусмотрено частью 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП).

В данной статье мы постараемся углубиться в эту проблему и проанализировать данный термин. Помимо этого, рассмотрим и другие аспекты темы.

Стоит отметить, что различия в понимании термина длящегося административного правонарушения судьями привели к возникновению большого числа постановлений Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда.

Они были призваны исправить ранее допущенные ошибки в трактовке нормативов закона судьями нижестоящего звена.

Это повлекло за собой существенное увеличение нагрузки на систему в общем плане и появление прецедента с фактической точки зрения, так как отсутствие в действующем законе ясного определения понятия так или иначе вынуждает судебные органы в каждом деле разрабатывать индивидуальный подход к возможности отнести определенные правонарушения к категории длящихся.Как понимать понятие длящегося правонарушения?

Стоит отметить, что данный вопрос очень важен, так как посредством статьи 4.5 КоАП устанавливается период привлечения к ответственности административного плана в 2 месяца (по определенным составам правонарушений – в один год), который в соответствии с общими правилами начинается со дня осуществления правонарушения, а при нарушении длящегося характера – с того дня, как оно было обнаружено. Следует знать, что длящееся правонарушение по КоАП не имеет определения как такового.

Тем не менее именно его трактовка играет решающую роль при назначении наказания административного характера за конкретные правонарушения, которые суд может признать длящимися. В соответствии с информацией пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г.

«О вопросах, появляющихся у судов при использовании Кодекса РФ об административных правонарушениях»

, необходимо отметить, что длящимся признается такое правонарушение административного типа (бездействие или действие), которое в первую очередь выражено в непрекращающемся длительном неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.Так как законом РФ не дается определения длящегося административного правонарушения, а Постановлением Пленума ВС РФ дается достаточно размытое определение данной разновидности правонарушения, судебные органы трактуют изучаемый термин по-разному. В любом случае это приводит к возникновению существенного числа постановлений суда, о чем было сказано выше.

Необходимо знать, что задача данных постановлений – исправление ошибок в толковании нормативов соответствующего закона нижестоящими судебными органами. Существует следующая ситуация: Росаккредитация прилагала все силы для привлечения клиента к административной ответственности

Длящееся административное правонарушение

Содержание: В ситуации, когда соблазн поступиться с законом очень высок, а предполагаемый итог заманчив и обещает большую выгоду, необходимо трезво взвесить все сопутствующие последствия предстоящих действий. Четкое понимание того, что любое нарушение наказуемо в рамках административной ответственности и не только, поможет удержаться от таких проступков.

Это понятие включает в себя действие или бездействие, совершение которого противоречит нормативным актам и предполагает административную ответственность виновного лица.

Проступок не наносит сильного вреда государству или обществу, не может быть квалифицирован как уголовное преступление, но пренебрегает установленными правилами и нормами. Такое поведение необходимо вовремя пресекать, чтобы не позволить гражданам усомниться в силе и приоритете закона над беспределом. Обязанности граждан в правовом государстве Любое возможное отклонение от данных норм расценивается как административное нарушение и подлежит обязательному устранению.

Как правило, обязанность его ликвидировать лежит на виновном, но не всегда он добросовестно относится к выполнению наложенных обязательств, иногда он намеренно затягивает срок исполнения. Длительность невыполнения может исчисляться неделями, а иногда оно может продолжаться и весь срок, относящийся к понятию давности преступления. На этот случай в КоАП используется понятие «длящееся административное правонарушение».

Важно! Пояснение данному определению дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В Административном кодексе данное понятие используется, но конкретное описание такого вида нарушений не приведено. Длящееся правонарушение можно охарактеризовать как нарушение, которое началось в какой-то момент и до сих пор продолжается.
Ликвидация его наступает спустя определенный период времени в результате обязательных действий, возложенных на лицо, деятельность которого породила нарушение административной нормы. Общие признаки длящегося преступления:

  1. заканчивается выполнением предписанных действий.
  2. продолжительность проступка на протяжении некоторого времени;
  3. начинается с несоблюдения законодательной нормы;

Статья 4.5 КоАП в пункте 2 содержит положение о том, что началом срока давности для такого правонарушения будет являться день, когда оно обнаружено уполномоченными лицами.

Про конкретные сроки в статье не указывается, это может значить одно: при длительном игнорировании выполнения обязательств по устранению нарушения срок давности будет продолжать исчисляться весь период его действия. Пока оно не ликвидировано, правонарушитель может в любой момент быть привлечен к ответственности.

Общий срок давности для недлительных преступлений по взысканию составляет 2 года, а для выписки постановления должностным лицам закон выделил всего 2 месяца.

Если в течение двух месяцев не вручено постановление об административной ответственности, про нарушение можно забыть.

Но это относится только к единовременным или повторяющимся проступкам граждан.

Длящееся административное правонарушение или нет?

Москва, ул. Трубная, 21

05 Октября 2015 Автор материала: Старший юрисконсульт В Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) есть норма (ч.

2 ст. 4.5), которая говорит о том, что в случае, если правонарушение является длящимся, то сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.В самом КоАП РФ определение длящегося административного правонарушения отсутствует, однако именно трактовка этого определения имеет решающее значение при назначении административного наказания за некоторые правонарушения, которые могут быть признаны судом длящимися. В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ №5 от 24.03.2005 г.

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Поскольку закон не дает определения длящегося правонарушения, а Постановление Пленума ВС РФ дает весьма размытое определение такого правонарушения, суды толкуют термин «длящееся правонарушение» весьма разнообразно, что приводит к появлению большого количества судебных постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, призванных исправлять ошибки в толковании норм закона нижестоящими судами.

Наш клиент столкнулся с ситуацией, когда Росаккредитация пыталась привлечь клиента к административной ответственности по ч.

1 ст. 14.47 (

«Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании»

) и ч. 3 ст. 14.47 (

«Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия»

) КоАП РФ за предусмотренные этой статьей правонарушения, совершенные более чем за 1 год до момента составления протоколов о совершении этих правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае клиент выдал сертификат с нарушением законодательства о техническом регулировании 08.02.2014 г., а протокол об административном правонарушении был составлен Росаккредитацией 10.04.2015 г. Так как в соответствии с абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

14.47 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, Росаккредитация обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении клиента к административной ответственности по ч.

Длящиеся и недлящиеся правонарушения все составы таблица

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия Статья 15 Уголовного кодекса РФ помогает значительно упростить процесс классификации правонарушений благодаря их разделению на простые (были совершены единожды) и на более сложные. В случае неоднократного нарушения различных законодательных актов может иметь место длящееся преступление УК РФ.

Другой вид сложного правонарушения — продолжаемое, которое характеризуется постоянным повторением одного незаконного действия.

По состоянию на 2020 год, как длящееся, так и продолжительное преступление чреваты применением серьезной меры наказания, которые регламентированы не только лишь в Уголовном, но также и в Гражданском и Административном кодексах. Что такое длящееся преступление?

Под данной формой правонарушения подразумевается действие либо бездействие, которое выражается в продолжительном невыполнении своих обязанностей или же намеренном нарушении закона.

Главный отличительный признак длящегося преступления – это непрерывный период времени, в течении которого правонарушитель регулярно совершал различные правонарушения. Судебная практика показывает, что все чаще бывают случаи длящегося бездействия, а это значит, что намеренное пренебрежение определенными обязанностями также может расцениваться как преступное действие.

При этом умысел правонарушителя всегда прямой, поскольку тот факт, что такое лицо в течении продолжительного периода времени намеренно совершало правонарушения, красноречиво свидетельствует о наличии преступления.

Судебная практика показывает, что в случае длящегося или продолжаемого преступления крайне редко принимают во внимание какие-либо смягчающие обстоятельства.

И это волне обоснованно, поскольку само по себе регулярное намеренное повторение правонарушителем преступных действий отягощает его вину.

Момент окончания длящегося преступления наступает:

    По желанию правонарушителя (если он самостоятельно принял решение прекратить свою преступную деятельность, а в случае бездействия – стал выполнять свои обязанности, предусмотренные законом). При нежелании правонарушителя (оперативные действия правоохранителей поспособствовали окончанию преступных действий или же преступного бездействия). В случае возникновения независящих от преступника обстоятельств, которые создали ему препятствие для продолжения своей преступной деятельности (к примеру, в случае смерти правонарушителя).

Сроки давности по длящимся преступлениям составляют 15 лет, на протяжении которых они не были прерваны выполнением преступления иного состава.

Наглядные примеры данного вида правонарушения: намеренный отказ от выплаты алиментов; хранение и распространение оружия или наркотиков; невыплата директором определенной организации стипендии, заработной платы, или других выплат (бездействие); продажа алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам (административное правонарушение, однако при наличии не менее трех таких действий продавец привлекается к уголовной ответственности).

Длящееся административное правонарушение: что это, его особенности и срок давности

> > Урегулирование самых различных областей взаимоотношений в обществе производится при помощи специального Кодекса РФ (КоАП РФ). Для любого субъекта, который рискует быть привлеченным к ответственности за административное правонарушение, достаточно весомым будет вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за такое деяние.В КоАП РФ содержатся все основные сведения, используемые в юридической деятельности для определения сроков давности привлечения к административной ответственности за конкретный проступок.

В частности, статья 4.5 играет весомую роль в деятельности судов и некоторых других органов, при этом выступая объектом внимания юридической науки, законодателя и органов правоохранения.Содержание:

Составление протокола административного правонарушенияГоворя обобщенно, длящееся — это возникшее через действие или бездействие, неисполнение обязательств, наложенных на определенное лицо законодателем под угрозой административного наказания, в течение некоторого периода времени.Заканчивается действие этого правонарушения в результате конкретных действий со стороны виновного лица.

Такие действия могут характеризоваться как:

    осуществляемые с намерением прекращения правонарушениявызывающие определенные события, которые препятствуют дальнейшему продолжению существования правонарушенияспособствующие исключению обязанности, по причине неисполнения которой возникло и существовало правонарушение

Из этого следует, что длящееся правонарушение обладает некоторыми характерными чертами: оно начинается в какой-то конкретный момент — момент нарушения установленных законом обязательств, а также заканчивается в конкретный момент завершения противоправного деяния — момент прекращения конкретных действий самим субъектом, либо когда это действие было пресечено со стороны.

Длящееся административное правонарушение имеет четкое временное обозначениеНеобходимо отметить то, что на протяжении всего существования правонарушения (от его возникновения и до его завершения), оно признается юридически завершенным и правонарушителя возможно привлечь к .Следовательно, с момента возникновения противоправного действия, нарушитель может быть привлечен к ответственности, но это действие продолжает свое существование и дальше, пока фактически не прекратится.Как пример длящегося административного правонарушения допустимо рассмотреть незаконное хранение оружия. Началом такого правонарушения можно считать момент фактического приобретения оружия лицом, а закончится это правонарушение в тот момент, когда оружие выйдет из незаконного владения.

Правонарушение прекратится в один из следующих моментов:по причине действий виновного лицапо причине вмешательств органов правохраненияпо

Правовая конструкция длящегося и недлящегося административного правонарушения: проблемы правоприменительной практики (Гуменюк Т.А.)

Статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающая сроки давности привлечения к административной ответственности, имеет важное практическое значение для судебной практики и юрисдикционной деятельности административных органов и является предметом постоянного внимания юридической науки , законодательных органов и правоприменителей.——————————— См.: Салищева Н.Г.

О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период // Административное право и процесс. 2009. N 5.Давность привлечения к административной ответственности рассматривается в современном правоведении как право, предоставляемое лицу, совершившему правонарушение, не быть преследуемым по истечении определенного времени с момента его совершения. Это обеспечивает, с одной стороны, правовую защищенность лица, исключая неопределенную продолжительность его правового положения в связи с совершенным правонарушением, и, с другой — баланс публичных и частных интересов, стабильность существующего правопорядка.Одним из проблемных вопросов юридической науки и практики при применении положений ст.

4.5 КоАП РФ был и остается вопрос о понятии и критериях длящегося и недлящегося административного правонарушения, поскольку законодатель по-разному определил исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности в зависимости от отнесения правонарушения к тому или иному виду.Истечение этих сроков, являющихся по своему правовому характеру пресекательными, исключает возможность привлечения физических, юридических, должностных лиц к административной ответственности и является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.

6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).Понятия длящегося и недлящегося административного правонарушения используются в законодательстве об административной ответственности, однако их определение в законах и иных нормативно-правовых актах отсутствует. Не определены они и в юридической науке.Учитывая отсутствие легальной и доктринальной дефиниций, а также их практическую значимость, понятия и критерии длящегося и недлящегося правонарушения определяются судебной практикой.На протяжении длительного времени в судебной практике применялись критерии длящегося преступления, определенные в Постановлении N 23 Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» (в редакции от 14.03.1963; далее — Постановление N 23), в соответствии с которым длящееся преступление определялось как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования (п.

1).Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти) (п.

Понятие длящегося административного правонарушения

/ / Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа ОКРУГ — 1) в ряде государств (напр., в Исландии, Португалии) — административно-территориальная единица.

В РФ существуют автономные округа; 2) различные временные образования (напр.,избирательный округ); 3) территория, на которую распространяется компетенция определенных органов (напр., судебный О., нотариальный округ и т.

д.). в своем Постановлении от 1 сентября 2003 г. N Ф08-3268/03 указывает: «Ответственность по получению согласия ограничена во времени, согласие антимонопольного органа необходимо получать до совершения сделки. Следовательно, нарушение статьи 18 названного закона считается законченным в момент совершения сделки и с этого момента надлежит исчислять срок привлечения к административной ответственности» 3.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 1 июня 2005 года по делу N А42-4765/03-12 4 также дает согласие с тем, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не считается длящимся административным правонарушением и что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по коим предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.Стоит отметить в Письме ГТК РФ от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» предписано: «… в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу обязанность обязана быть выполнена к определенному сроку, с момента истечения такого срока правонарушение является оконченным, впрочем противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его остановки» 1.

  1. обнаружение противоправного деяния происходит в тот момент, когда нарушение закона было выявлено должностным лицом, в полномочия которого входит написание протокола об административных правонарушениях
  2. день обнаружения факта наличия противоправного деяния, принято считать днем начала истечения срока давности привлечения к ответственности
  3. заканчивается это правонарушения по причине соответствующих действий со стороны виновного субъекта, действий правоохранительных органов, либо вследствие свершения событий, повлекших прекращение существования противоправного деяния
  4. это длительное, непрерывное неисполнение (или некорректное исполнение) лицом конкретных обязательств, определенных законом или правовыми актами
  5. указанный день определяется в зависимости от характера определенного правонарушения и обстоятельств, сопутствующих его свершению и выявлению

Как пример длящегося административного правонарушения допустимо рассмотреть незаконное хранение оружия. Началом такого правонарушения можно считать момент фактического приобретения оружия лицом, а закончится это правонарушение в тот момент, когда оружие выйдет из незаконного владения.

Проблемы длящихся правонарушений

Д.Н. БАХРАХ, доктор юридических наук, профессор В научной литературе и на практике вопросы, связанные с существованием большого количества длящихся административных правонарушений, решаются неоднозначно.

А решение их очень важно при определении срока давности привлечения к административной ответственности, установленногост.

4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закрепление этого пресекательного срока необходимо для разумного соотношения между публично-правовыми интересами государства и частноправовыми интересами субъектов[1]. О трудностях, которые возникают на практике, говорится в письме инспекции по налогам и сборам по Свердловской области прокурору Свердловской области. В нем указывается: «Результаты прокурорских проверок показывают, что налоговые органы и органы прокуратуры придерживаются различного мнения о том, являются ли длящимися некоторые правонарушения.

В частности, налоговыми органами привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций, допустившие сокрытие (занижение) прибыли, неучтение иного объекта налогообложения, ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, непредставление в установленные срок деклараций (отчетов) в периоде, охваченном налоговой проверкой. При этом проверяемый период включает в себя три года, предшествующие проведению проверки, и текущий год.

Из протестов и представлений органов прокуратуры следует, что данные правонарушения длящимися не являются. По мнению прокуратуры, при установленном сроке исполнения обязанности (представление документов) правонарушение оканчивается непредставлением документов в установленный срок.

С такой точкой зрения УФНС России по Свердловской области не может согласиться.

Налагая административные взыскания за указанные нарушения, налоговые органы исходят из того, что противоправное поведение к моменту выявления правонарушения не прекращено. Виновным лицом не совершены действия, направленные к прекращению правонарушения; обязанности, возложенные законом, не исполнены.» Анализируя длящиеся правонарушения, административисты традиционно заимствуют достижения науки уголовного права.

Но КоАП РФ регулирует начало течения давностных сроков иначе, чем Уголовный кодекс РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно же ч. 1 ст. 78 УК РФ течение срока давности начинает исчисляться со дня совершения преступления.

Длящееся правонарушение может выражаться в различных действиях (сокрытие прибыли, неявка в военкомат и т. п.). При этом, как правило, объективная сторона данных деликтов состоит в бездействии (поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо обязано было совершить).

Например, в 44 статьях КоАП РФ этот признак

Критерии длящегося административного правонарушения

Адвокат, к.

Следует отметить тенденцию расширения терминологии административного законодательства в определении объективной стороны длящихся административных проступков.
ю. н. Виталий Шакин, специально для Клерк.Ру E-mail: Тел.
8-926-533-45-83 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует самые различные сферы общественных отношений, поэтому можно уверенно предположить, что не найдется такой коммерческой организации, которая ни разу не совершила бы административное правонарушение. В связи с этим весьма актуальным для юридических лиц (как впрочем и для других субъектов, которые могут быть привлечены за административное правонарушение) является вопрос о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Как установлено в ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Это так называемый общий срок давности.

За нарушения ряда иных отношений (за нарушение законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.) предусмотрен более длительный специальный срок, который равен одному году со дня совершения административного правонарушения. Если было совершено простое правонарушение, то вопросов по применению приведенных сроков давности, как правило, не возникает.

Например, если 1 апреля 2005 года был выявлен факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины (ст. 14.5 КоАП РФ), то привлечь организацию к ответственности возможно только до 2 июня 2005 года.

Ситуация меняется, если правонарушение является длящимся.

Как указано в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч.

1 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом закон не раскрывает понятия длящегося правонарушения, что приводит к возникновению споров относительно применения сроков давности при совершении отдельных правонарушений.

Следует отметить, что при анализе поставленной проблемы не будет рассматриваться вопрос о том, насколько целесообразно и правомерно по длящимся правонарушениям устанавливать срок исчисления давности с момента их обнаружения.

Поставленная задача заключается в другом: найти те критерии, которые помогут отличить длящееся административное правонарушение. Так, предположим, что организация, суммарная стоимость активов по последнему балансу которой превышает 100 тыс. (на настоящий момент 2 млн.) установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, приобрела 15 февраля 2004 года определенную долю в другом обществе (в соответствии с надлежащим договором).

Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

организация в течение 45 дней с момента совершения данной сделки должна уведомить об этом антимонопольный орган.

Допустим, что юридическое лицо не выполнило данной обязанности (не направило уведомление в государственный орган до 1 апреля 2004 года).

Это означает,

Длящееся административное правонарушение понятие

/ / Подводя итог изложенному, в главе данной работы, можно сказать, что социально — юридическое значение нормативных оснований в том, что ими конкретно указывается, на чем ответственность базируется, чем она предусматривается, что является источником ее возможного и действительного применения.

Аналогичность. Ответственность за аналогичное правонарушение встречается в КоАП РФ в единственном числе в части 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника) [5] .Наряду с такими обязательными признаками субъективной стороны, как умысел и неосторожность, существуют факультативные. Последними признаются мотив и цель.

В одних составах они указаны, в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается админи­стративным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе (например, заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи).Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Например, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, поэтому если правонарушение совершено лицом, не достигшим 16-летнего возраста, то в его действии не будет состава административного правонарушения, так как он не является субъектом данного правонарушения.Необходимость увеличения этого срока была вызвана тем, что правоохранительные органы не успевали завершить все необходимые процессуальные действия в течение установленных трех месяцев и правоприменительная практика пошла по пути квалификации указанных правонарушений как нарушений в сфере прав потребителей.

Соответственно, это позволяло ориентироваться на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и применять годичный срок давности привлечения к административной ответственности и на ч.

1 ст. 28.7 Кодекса, допускающую проведение административного расследования по данной категории правонарушений .В таких ситуациях совершение правонарушителем действий, направленных на исполнение юридической обязанности и прекращение правонарушения, означает неизбежное привлечение его к ответственности и применение административного наказания, а длительное уклонение от ее исполнения, напротив, влечет наступление благоприятных для него последствий, связанных с невозможностью привлечения его к административной ответственности в связи с истечением срока давности, исчисляемого по правилам, определенным в Постановлении N 5, т.е.

с момента окончания срока исполнения юридической обязанности.

Длящиеся и продолжаемые административные правонарушения

В правоприменительной практике довольно часто возникают проблемы, связанные с правильным определением вида административного правонарушения (длящееся или продолжаемое). Важность правильного такого определения обусловлена тем, что в каждом виде по-разному начинают считаться сроки давности привлечения к ответственности.При продолжаемом правонарушении срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения), а в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При длящемся же правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (при этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения).Истечение же сроков давности, как указано в КоАП РФ, является обстоятельством, в силу которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.Соответственно, неправильное определение вида правонарушения может повлечь необоснованное привлечение к административной ответственности или наоборот, уклонение от нее.

Таким образом, задачи законодательства об административных правонарушениях, установленные КоАП РФ, решены не будут.Определение как длящегося, так и продолжаемого правонарушения отсутствует в (далее — КоАП РФ). Однако Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении «

(далее — Пленума ВС РФ N 5) гласит, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.Определение продолжаемого административного правонарушения в действующих официальных документах не сформулировано.