Порядок предоставления статуса беженца в рф


Порядок предоставления статуса беженца в рф

Статус беженца предоставляется сроком на


Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу. Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца.

Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем.

Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы ФМС России. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца.

Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации.

Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей. Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет.

В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в ФМС России либо в суде. Жалобы на решения территориальных органов ФМС России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства.

Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов ФМС России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации. Материал подготовлен на основе информации открытых источников ria.ru На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  1. в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  2. не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года. Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца

 Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, начиная с начала 2000-х годов и по настоящее время. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитическими условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации.

Ключевые слова: беженец, вынужденный переселенец, ходатайство, статус, миграционная служба. Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др.

Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия. Ежегодно тысячи людей покидают свои места жительства из-за разразившихся войн, спасая собственные жизни и имущество.

Однако на международно-правовом и национальном уровнях устанавливаются различные стандарты, благодаря которым беженцы могут получить надежду на достойное существование в другом государстве.

Существование такой категории как беженцы и вынужденные переселенцы влечет определенные правовые последствия для любого государства: установление обязанности органов государственной власти и должностных лиц по реализации прав мигрантов и ответственность по их защите. Лицо, желающее приобрести статус беженца или вынужденного переселенца, обращается с ходатайством в течение одного года с момента оставления своего места жительства, или же непосредственно из места своего жительства, его не оставляя, в диппредставительство или консульство РФ в иностранном государстве, либо в ГУВМ МВД или его территориальное отделение в предполагаемом месте переселения.

Первые два учреждения его рассмотрением не занимаются, но перенаправляют пакет документов в соответствующий тер. Орган ГУВМ МВД. К ходатайству, заполненному по определенной форме, прилагаются соответствующие документы, обозначенные в ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах», и образованная тем самым общая совокупность подлежит количественной оценке [1].

Если все предусмотренные документы в наличие, то тер. Орган ГУВМ МВД принимает решение о регистрации ходатайства в следующие сроки. Стандартный статус регистрации — в течение 3-х дней подачи ходатайства. Исключением является случаи, когда сведения из ходатайства не требуют дополнительных проверок — в течение дня подачи ходатайства; при массовом прибытии переселенцев на территорию РФ решение принимается незамедлительно.
В отношении последнего исключения скажем, что формулировка «на территорию Российской федерации» звучит дискриминационно для тех лиц, которые в массовом порядке прибудут по обстоятельствам, дающим им право на приобретение статуса переселенцев, из территории одного субъекта РФ в территорию другого, ибо сроки для них будут общие. Полагаем, что стоит изменить в данном положении текст абзаца 5 пункта 27 Административного регламента, в соответствии с формулировкой из абзаца 2 п.

Предоставление статуса беженца в РФ

В современном мире уже давно нет ни политической, ни социальной стабильности.

Достаточно просто вспомнить военные и политические конфликты последних лет и миграционный кризис в Европе. Внутренние беспорядки в обществе, конфликты между государствами, спад экономики, все это вынуждает граждан покидать свои дома и искать способы, как получить статус беженца в иных государствах.

Содержание статьи: Для получения статуса беженца, гражданин должен отвечать следующим критериям:

  • Приехать в чужую страну и обратиться к органам власти с заявлением о предоставлении убежища.
  • Гражданин не имеет возможности получить защиту со стороны своего государства.
  • Имеются реальные опасения, что в своей стране гражданин может подвергнуться преследованию, носящему национальный, религиозный или политический характер.

Вопросы, связанные с получением статуса беженца регулируются следующими законодательными актами:

  • Женевская конвенция от 28.07.1951 года, регулирующая международные правоотношения, касающиеся вопросов защиты беженцев.
  • Закон РФ N 4528-1 «О беженцах» и закон РФ от N 4530-1 «О вынужденных переселенцах».
  • Протокол, касающийся статуса беженцев, подписанный в Нью-Йорке 31 января 1967 года.

Это важноПриобретенный статус действует на протяжении трех лет и продлить его можно только один раз сроком на один год. Граждане, получившие правовое положение беженца, могут рассчитывать на поддержку государства и приобретение определенных прав:

  • Возможность получения страхового медицинского полиса, дающего право на получение бесплатного медицинского обслуживания в государственных поликлиниках.
  • Беременные женщины могут воспользоваться помощью государства в части получения пособий и выплат на ребенка.
  • Право работать ИП, а также возможность трудоустройства без оформления специального разрешения.
  • Получение помощи для перевозки багажа к месту проживания в стране пребывания.
  • При расселении семья беженца может получить жилье, в котором возможно проживание на протяжении всего времени действия статуса.
  • Право на участие в социальных программах, направленных на защиту беженцев, помощь в расселении и адаптации.
  • Право на размещение в специальных центрах для беженцев, получение бесплатного питания и возможность пользоваться коммунальными услугами на безвозмездной основе.

ВниманиеБолее подробный перечень прав, на которые может рассчитывать лицо, получившее соответствующий статус, содержится в статье 8 ФЗ «О беженцах».

По правилам, получить статус беженца можно только в миграционной службе.

При этом подать документы для регистрации статуса можно в следующие инстанции:

  • В пропускной пограничный контроль.
  • В политическое представительство или консульство, находящееся за пределами РФ.
  • При вынужденном
  • В само отделение ФМС.

Беженцы: как получить статус в РФ

Содержание: В мире постоянно происходят различные войны, которые то заканчиваются или затухают, то разгораются вновь.

Страдают от этого в первую очередь мирные граждане. Людям приходится покидать свое жилье, чтобы избежать травли, преследований, угрозы жизни из-за вооруженных конфликтов. Таких людей называют изгнанниками, хотя слово «беженцы» точнее характеризует их моральное и физическое состояние.

Любая страна, в том числе и Россия, сталкивается с проблемой миграции. Переселение людей из других стран в РФ связано в основном с распадом бывшего Советского Союза и возникшими в связи с этим межнациональными конфликтами, а также гонениями по религиозным и политическим причинам. Попробуем разобраться, кто такие беженцы в России, что означает этот статус, как его получить и какие нужно собрать документы для оформления.

Чтобы как-то легализовать местонахождения таких людей, законодательство РФ закрепляет два правовых статуса: вынужденный переселенец и беженец. В чем разница между этими двумя положениями?

Главное отличие – это гражданская принадлежность этих лиц. Вынужденные переселенцы – люди, которые являются гражданами РФ, которым по каким-либо причинам пришлось перебраться из одного региона страны в другой. Теперь поговорим о том, какой смысл несет понятие «беженец»: это лицо, которое не имеет российского гражданства, но прибыло или хочет прибыть на территорию РФ и желает обратиться к органам государственной власти с просьбой о предоставлении убежища.

В правовом аспекте разница между вынужденными переселенцами и беженцами огромна: переселенец не теряет гражданский статус в своей стране, а беженцу приходится свое гражданское положение подтверждать, чтобы впоследствии оформить ВНЖ. При этом не каждый человек может получить данный статус. Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следующим причинам:

  1. военные действия на территории страны.
  2. вследствие различных притеснений (иного вероисповедания, национальности, гражданства, по признаку расы);
  3. в силу наличия подозрений стать жертвой гонений по политическим убеждениям или принадлежности к определенной социальной группе;

При этом они не имеют защиты в лице своего государства или не желают такой защитой воспользоваться по причине таких опасений.

Какими юридическими документами регламентирован порядок получения статуса беженца?

Данный вопрос остро возник сразу после окончания Первой мировой войны, когда большое количество людей в поисках защиты себя и своих близких вынуждены были искать убежища в других государствах, менее пострадавших от боевых действий. Но юридическое осознание и начало процесса формирования правовой базы началось уже после окончания Второй мировой войны.

Основной нормативной базой получения статуса беженца являются международные правовые акты: (Женева, 28 июля 1951 г.), Протокол, касающийся статуса беженцев (1967 г.), Нью-йоркский протокол к Конвенции (1975 г.), Устав УВКБ ООН, регламентирующие понятие «беженец» и определяющие условия предоставления убежища.

Порядок предоставления статуса беженца в РФ.

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы? ФЗ «О беженцах» 19.02.1993: Беженец — лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем; 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Рекомендуем прочесть:  Юридическая консультация фрязино

Решение и материалы предварительного рассмотрения ходатайства направляются в федеральный орган испол. власти по миграционной службе для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу. Лицо, находящееся на территории РФ, при получении свидетельства передает свой национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие его личность, на хранение в пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального органа испол.

власти по миграционной службе на период рассмотрения ходатайства по существу. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу: 1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ; 2) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства; 3) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем; 4) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию РФ; 5) если лицо состоит в браке с гражданином РФ и в соответствии с законодательством РФ имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ; 6) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории РФ.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  1. предоставления политического убежища;
  2. предоставления временного убежища.
  3. признания беженцем;

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением

«О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»

, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2020 г. № 311

«Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища»

. Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.

Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России. Порядок предоставления МВД России и территориальными

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан.

Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами. Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста.

Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн.

Где и как получить бесплатную юридическую консультацию? предоставляется на всей территории Российской Федерации.

Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ. Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства.

Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней. Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут. Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.

Консультации юристов можно получить следующими способами:

    воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.

Консультация юриста онлайн также может быть осуществлена путем общения по электронной почте.

Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей.

Преимущества услуг нашей юридической компании обусловлены профессиональным отношением специалистов к работе, получением регулярных курсов повышения квалификации, а также участием в официальных форумах. Это гарантирует, что физические и юридические лица смогут получать советы, соответствующие актуальным нормам закона. Справки предоставляются гражданам по следующим направлениям: Решение конфликтов в рамках семейного законодательства.

Прекращение брачных отношений и оформление таковых с составлением брачного договора, назначение алиментов, распределение опеки над детьми, а также деление недвижимости. Споры по ЖК. Чаще всего такие конфликты связаны с отстаиванием интересов в рамках договоров долевого участия, частному строительству и сдаче в эксплуатацию домов.

Аренда жилья, продажа объектов, покупка квартиры в кредит. В эту категорию вопросов можно отнести получение налогового вычета и других квартирных льгот. Предоставление консультаций по Трудовому кодексу.

Юрисконсульт поможет восстановиться на работе после незаконного увольнения и защитит при отказе от трудоустройства. Улаживание конфликтов по трудовым договорам, а также гарантия дополнительных льгот трудящимся. Земельное право связано со спорами между владельцами межевых участков собственности.

Жилищное строительство и приватизация земли.

Статус беженца в России: что дает, как оформить и получить?

  1. /
  2. /

17 июня 2017 0 Рейтинг Поделиться Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ.

Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  1. в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  2. не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца? Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года. Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  1. на получение лекарственной и медицинской помощи;
  2. социальную защиту со стороны государства;
  3. размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  4. занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.
  5. содействие в провозе багажа к месту проживания;

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  • У лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.
  • Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения. Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого.

Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается.

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т.

Как получить статус беженца

Содержание Статус беженца в Российской Федерации – это один из институтов законодательства о гражданском праве.

Статус беженца подтверждает законное пребывание гражданина на территории Российской Федерации и даёт право на пользование определёнными социальными благами.

Эта статья о том, как оформить статус беженца в Российской Федерации. На получение статуса беженца в России может претендовать лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, но: 1.

из-за наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-либо социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений; 2. не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Статус беженца даёт лицу, получившему этот статус, право на законное проживание на территории Российской Федерации. Даётся статус беженца на три года. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беженцы имеют право на: • получение лекарственной и медицинской помощи; • содействие в провозе багажа к месту проживания; • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами; • социальную защиту со стороны государства; • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения.

Временное убежище предоставляется сроком только на 90 дней. После истечения этого срока гражданин обязан выехать за пределы Российской Федерации на 180 дней, после чего он снова может получить право въезда в Россию ещё на 90 дней.

Имея этот статус, гражданин вправе пользоваться очень ограниченным перечнем социальных льгот, трудоустраиваться он может только по специальному разрешению. Получить статус беженца можно только в территориальных органах ФМС.

А вот подать документы на получение статуса беженца можно: • Непосредственно в подразделение ФМС. • В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ. • В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).

• При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ. В органах Федеральной Миграционной Службы для получения статуса беженца порядок такой: 1.

Необходимо обратиться в один из вышеперечисленных органов с ходатайством о предоставлении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя. Если ходатайство подаётся в консульское учреждение или дипломатическое представительство, то в органы ФМС оно передаётся в течение месяца.

Если же ходатайство подавалось в органы внутреннего контроля, то в органы ФМС оно попадает в течение 3 дней. 2.

Как, где и зачем получать статус беженца в России

Содержание: Статус беженца являет собой правовой механизм, реализация которого право на проживание в стране и использование неких гарантированных государством социальных благ, касающихся не только содержания и социальной защиты, но и даже трудоустройства. Процесс получения этого статуса сопряжен со множеством бюрократических проволочек, усложняющих процедуру.

Согласно ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) “О беженцах”, ими считаются или апатриды, которые в результате обоснованной опасности стать жертвой расовых, религиозных, этнических, политических и иных указанных в законе преследований находятся за пределами своей страны (или страны своего постоянного пребывания) и не могут или не хотят по причине таких опасений пользоваться защитой своего государства. Статус беженца в РФ могут получить иностранцы и апатриды, прибывшие или желающие прибыть в Россию, а также те, кто уже законно или незаконно находятся на территории страны.

При этом ст. 2 ФЗ «О беженцах» определяет перечень оснований, при наличии которых у лица оно не может быть признано беженцем, о чем мы расскажем ниже. В бытовом понимании беженцами также принято считать лиц, которые перемещаются внутри страны или просят , что ошибочно.

Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации определены не только ФЗ «О беженцах», но и международными документами: Женевской конвенцией от 28.07.1951 и Нью-Йоркским Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31.01.1967.

Эти документы определяют основные принципы, которых должно придерживаться внутреннее законодательство страны о беженцах, минимальные нормы обращения с лицами, которые обратились за помощью, основные права, на которые могут претендовать беженцы.

Ключевое положение документов – запрет на высылку беженцев и их . Учитывая данные нормативы, международно-правовой статус беженцев – это основание для их законного пребывания на территории страны, в которой они этот статус получили.

Помимо этого, в число основных гарантированных ст. 8 ФЗ «О беженцах» прав входит:

  1. право на добровольное возвращение в страну своего предыдущего пребывания
  2. право на проживание в жилом помещении, питание и пользование коммунальными услугами;
  3. право обратиться за и получение гражданства РФ в установленном законом порядке;
  4. право на социальную защиту и обеспечение, в том числе получение социального пособия;
  5. право на медицинское и лекарственное обеспечение;
  6. право на услуги переводчика, разъяснение предоставленных мигранту прав и содействие в получении въездных документов;
  7. право на содействие в получении профессионального образования и ;

Вместе с этим конституционно-правовой статус беженцев налагает на них ряд обязанностей:

  1. соблюдение порядка проживания в предоставленном жилом помещении;
  2. прохождение переучета в органах миграции в установленные законом сроки;
  3. своевременное прибытие в миграционные органы;
  4. соблюдение законодательства РФ;

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев.

Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  1. предоставления временного убежища.
  2. признания беженцем;
  3. предоставления политического убежища;

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением

«О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»

, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия МВД России и территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяет Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 05.12.2007 г.

№451. Признание беженцем Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах».

В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации Российская Федерация в 1992 году присоединилась к и , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  1. предоставления временного убежища.
  2. признания беженцем;

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г.

№ 4528-I «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Предоставление МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 11 июня 2020 г.

№ 376. Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания. С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 26.07.2019) «О беженцах»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО БЕЖЕНЦАХНастоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 настоящей статьи, из числа:иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании; 3) временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;4) место временного содержания — это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, — это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее — фонд жилья для временного поселения), — это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона1.