Противоречия и коллизии в конституции рф


Оглавление:

Проблемы коллизий норм в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


С.А. Денисов Денисов Сергей Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека юридического факультета Гуманитарный университет г. Екатеринбурга Проблемы коллизий норм в конституционном праве О коллизиях в конституционном праве написано ряд статей (Боков Ю.А., Васильева Е.Г., Гончаров Р.А., Таева Н.Е.), по этой теме защищены диссератации (Акулханова С.М., Стародубцева И.А.).

В некоторых учебниках по конституционному праву есть параграф, посвященных коллизиям (Баглай М.В.).

Коллизионное право в целом рассмотрено в учебном пособии Ю.М. Тихомирова. Данная статья касается ряда проблем, которым ранее не уделялось достаточного внимания. Исследование коллизий в праве часто происходит в рамках методологии юридического позитивизма.

Исследователи помещают себя в рамки иллюзорных официальных юридических отношений и не видят реальную правовую жизнь. Они дают рекомендации, которые невозможно реализовать и которые останутся на бумаге. В данном исследовании, результаты которого изложены в статье применяется интегративно-плюралистический подход к правопониманию1.

Он означает признание наличия чия в обществе большой системы права, которая состоит из подсистем официального, реального и естественного права.

Это позволяет увидеть весь спектр коллизий в праве, в том числе, конституционном. 1. О причинах и условиях возникновения коллизий в конституционном праве При выявлении причин коллизий в конституционном праве автор исходит их материалистической точки зрения. Согласно этой концепции, конституционное право порождается борьбой интересов (в первую очередь экономических и политических) разных социальных групп.

Противоречивые интересы рождают противоположные по своему содержанию нормы и принципы права, которые могут одновременно присутствовать в системе права. Борьба с коллизиями в праве никогда не будет доведена до конца, поскольку противоречивые интересы разных групп общества будут все время порождать все новые и новые коллизии между нормами права.

Эта борьба так же вечна, как жизнь. Особенность конституционного акта заключается в том, что он пытается найти компромисс между разными группами общества, закрепив противоположные по содержанию принципы права, угодив всем сразу (централизм и децентрализм, обеспечение прав человека и интересов общества, самостоятельность и единство органов власти и т.

д.). Таким образом, коллизионность конституционных актов становится неустранима. Разрешить коллизии между противоречащими принципами права можно только на время, для какой-то ситуации.

Конституционное право отражает борьбу нового со старым. Высокой степенью коллизионнности отличается конституционное (государственное) право в период перехода страны от доконституцион-ного к конституционному строю (конституционализация старого доконститукционного строя). В конституционных актах могут отражаться противоречия между желанием государственного аппарата сохранить свою независимость от общества и стремлением общества поставить этот государственный аппарат себе на службу.

Конституционные механизмы преодоления конституционных коллизий: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 342.4 Хачанян С.В.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ КОЛЛИЗИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Статья посвящена исследованию механизмов преодолению юридических коллизий в конституционном праве, определению их видов, правоприменительных проблем и перспектив совершенствования.

Article is devoted to research of mechanisms to overcoming of legal collisions in a constitutional law, to definition of their types, law-enforcement problems and improvement prospects. Ключевые слова: юридическая коллизия, конституционные нормы, конституционные механизмы преодоления, судебная практика, правопонимание, толкование, естественное право, национальная система права, юридическая сила, правовые позиции.

Keywords: a legal collision, the constitutional norms, constitutional mechanisms to overcome judiciary practice, understanding of the law, the interpretation, the natural right, national system of the right, validity, legal positions. Правовые механизмы преодоления юридических коллизий, выделяемые в теории права, весьма разнообразны.

Так, Н.И. Матузов, А.В. Малько под механизмом преодоления юридических коллизий понимают

«конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения»

. При этом

«в зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика»

[1].

Указанные авторы выделяют наиболее распространенные способы разрешения юридических коллизий, среди которых обозначают: толкование; принятие нового акта; отмеж старого; внесение изменений или уточнений в действующие; судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; систематизацию законодательства, гармонизацию юридических норм; переговорный процесс, создание согласительных комиссий; конституционное правосудие; оптимизацию правопо-нимания, взаимосвязи теории и практики; международные процедуры [1]. Эффективность, как и применимость, конкретного механизма преодоления юридических коллизий зависит от: субъекта инициирующего процедуру преодоления юридической коллизий, вида юридической коллизии, уровня их сложности, субъекта, уполномоченного разрешать данную юридическую коллизию.

Таким образом, исследователи усматривают взаимосвязь механизмов (способов) преодоления юридических коллизий с содержанием, видами юридических коллизий. Так, разрешение юридической коллизии между конституционной и отраслевой нормой права («прямая коллизия») осуществляется посредством применения метода юридической иерархии правовых норм. В этой связи возникают некоторые практические сложности, среди которых следует отметить признание порочной нормы антиконституционной и исключение ее из нормативного регулирования с последующим применением конституционной нормы на основе принципа прямого действия Конституции РФ.

На первом этапе Конституционный Суд РФ применяет технику юридической силы, что позволяет преодолеть пороки юридической техники и преодалеть конституционную колизию.

1. Конституция Российской Федерации.

Конституционное право.

курсовая работа Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ .

принимаем Конституцию РФ». Причём, это первая Конституция, которая принята действительно народом, а не от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции — ее учредительный характер.

Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть, как право принимать конституцию.

Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений.

Важной чертой понятия конституции является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которое она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим другим правовым актам.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Она выражается: в верховенстве конституции; в её высшей юридической силе; в её роли как ядра правовой системы; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Ни в одной из прежних конституций России такого положения не было. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство конституции означает, что ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Это ее место в иерархии правовых актов в России.

Конституция — ядро правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.

Именно Конституция определяет процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией.

К юридическим свойствам Конституции относится её особая охрана.

3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов.

курсовая работа Понятия «коллизия» и «коллизионное право» относительно новые для конституционного права.

Ю.А. Тихомиров дает такое понятие юридической коллизии — это есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. На взгляд Ю.А. Тихомирова предлагаемое определение юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления.

Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается: а) в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании; б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративных аспектах; в) в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти, между государственными и иными институтами и органами; г) в расхождениях между нормами иностранных законодательств; д) в спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

Думаю, что нужно согласится с таким определением, так как действительно понятие юридической коллизии является ключевым для понимания всех системных противоречий в праве. В нем отражается, прежде всего, противоречие между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком и притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению. Классическое противоречие между «сущим» и «должным» здесь приобретает правовые признаки.

В России динамично развиваются федеративные отношения, субъекты Федерации активно используют свое право создавать собственное законодательство.

Следует признать, что зачастую региональные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, противоречат Конституции России, федеральным законам, и даже нормы одного акта противоречат друг другу. Конституционные коллизии и конфликты порождаются, как правило, теми или иными правовыми актами.

В столкновении этих актов юридические противоречия находят многообразные проявления.

Примечательно, что именно с принятием и реализацией законов, указов, постановлений и иных актов связано преодоление различных конфликтов, в т.ч.

юридических. И здесь роль этих актов столь же значительна, хотя не меньшее значение приобретает устранение противоречий между ними. Сбалансированные между собой правовые акты как бы «гасят» одну из причин юридических коллизий и тем самым вносят свой нормативный вклад в процесс устранения коллизий и их последствий. Я делаю для себя вывод, что «коллизия в законодательстве субъектов РФ» представляет собой противоречие между правовыми нормами, регулирующими сходные общественные отношения, закрепленными в Конституции РФ, федеральном законодательстве, с одной стороны, и в основных законах субъектов Федерации, с другой, а также несоответствие между отдельными юридическими предписаниями, содержащимися в одном акте — Конституции (Уставе) региона.

Какие можно привести примеры коллизии в Конституции РФ?

Доброго времени суток! Укажите минимум две коллизии или пробела в Конституции Российской Федерации. Заранее благодарю! 14 Марта 2020, 06:19, вопрос №1933976 Карина, г.

Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 7511 ответов 2100 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Хабаровск Бесплатная оценка вашей ситуации Примеры коллизионных норм в Конституциии РФСтатья 761. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.2.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Статья 1151. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.3.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РоссийскойФедерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Статья 151. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.2.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.3. Законы подлежат Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.4.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Похожие вопросы 16 Марта 2020, 11:18, вопрос №1936619 27 Сентября 2020, 11:38, вопрос №2117656 27 Сентября 2017, 20:12, вопрос №1763785 20 Ноября 2020, 23:37, вопрос №2173675 30 Ноября 2017, 08:16, вопрос №1829622 Смотрите также

Коллизии в конституционном праве (стр.

14 Марта 2020, 06:35 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

1 из 10)

на тему: коллизии в конституционном праве.

Выполнил:Першин Евгений. Оглавление: Введение. 1 1. Конституция Российской Федерации. Конституционное право. 3 2. Коллизионное право. 4 3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов. 8 4. Предотвращение юридических коллизий.
10 5. Толкование и разъяснение как способ разрешения юридических коллизий.

14 6. Процедуры разрешение противоречий. 17 7. Коллизии конституционного права.

Современные примеры. 20 7. 1. Налоговая система. 20 7.2. Банковская система.

20 7.3. Выборы президента РФ. 22 7.4. Трудовой кодекс и подобные положения. 22 Заключение. 23 Приложение 1.

24 Приложение 2. 24 Список используемой литературы.

26 Введение. Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения.

Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается.

Однако, конфликты, споры и столкновения людей существовали во все времена. Их всегда пытались осмыслить и найти средства предотвращения и разрешения. Первоначально споры приобретают смысл разногласий и касаются понимания той или иной политической, управленческой и экономической ситуации, оценки объема и характера информации по спорному вопросу, принятых или готовящихся решений.
Еще великие мыслители античности стремились понять противоречия в мире и роль законов в их преодолении.

Платон в 12 книгах «Законы» в своих беседах признает, что «все находится в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый — с самим собой». Благоустроенное государство и его добрые законы должны служить примирению и устранению междоусобиц.

Тогда все внимание будет обращено на внешних врагов.

Законодателю следует и поучать граждан, и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае.

Собеседники Платона все же отмечали, что внутренние состояния влекут людей в разные стороны и побуждают к противоположным действиям.

А это и служит разграничению добродетели и порока.

Государство, видя эти противоположные нити, должно разумом (бога или познавшего его) «освятить» Закон и сделать его основой для внутренних отношений и при сношениях с другими государствами.

В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличиваются «поля» юридических коллизий. Правовая сфера, как гражданского общества, так и мирового сообщества насыщена разными средствами правового регулирования.

Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем.

И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами.

Коллизии в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 5—11. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В.

А. Лебедев КОЛЛИЗИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ Рассматриваются понятие, причины возникновения и классификация коллизий в конституционном праве.

Ключевые слова: коллизионное право, коллизия, коллизионные нормы, законодательство, правовая система. Система права, какой бы она ни была совершенной и в какой бы мере не обеспечивала единство и взаимодействие составляющих ее элементов, не может предотвратить противоречий между нормами, называемыми коллизиями в праве. Понятие коллизии в общем смысле может быть определено как

«столкновение противоположных сил, интересов, стремлений»

1.

Наличие коллизий в системе права признается многими учеными. В научной литературе активно анализируются причины несогласованности между правовыми предписаниями: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий, слабое и неполное правовое регулирование определенных сфер, отступление от действующих норм, текстовые ошибки, недостатки в организации правотворческой деятельности.

Н. А. Власенко подразделяет все причины возникновения коллизий на объективные и субъективные. Под объективными он понимает те, которые не зависят от воли законодателя и связаны с динамикой правоотношений во времени, протяженностью отношения в пространстве, необходимостью дифференцированного регулирования отношений.

К субъективным причинам названный выше автор относит: нечеткое разграничение законодательной компетенции, недостаток информации о правовой урегулированности какого-либо вопроса2.

Н. И. Матузов к объективным причинам относит противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие, отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого обычно не успевает за течением жизни; к субъективным причинам — низкое ка- чество законов, пробелы в праве, лоббизм, не-продуманность или слабую координацию нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, экономические неурядицы, социальную напряженность, политическую борьбу, конфронтацию, криминальный беспредел, ошибки и злоупотребления в праве3. Вообще «коллизии» и «коллизионное право» представляют собой новые для конституционного права понятия. Конституция РФ 1993 г. впервые в ст.

71 (п. «п») установила в качестве предмета ведения Российской Федерации «федеральное коллизионное право», которое в настоящее время не закреплено законодательно и детально не разработано наукой. Только Ю. А. Тихомиров определяет его как подотрасль коллизионного права, предназначенную для предотвращения и устранения юридических противоречий в федеративных отношениях и включающую в себя: комплекс правовых идей и концепций, отражающих правовое опосредование устройства и функционирования федерации; материальные компетенционые

Курсовая

на тему: коллизии в конституционном праве. Выполнил:Першин Евгений. Оглавление: Введение.

1 1. Конституция Российской Федерации.

Конституционное право. 3 2. Коллизионное право.

4 3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов. 8 4. Предотвращение юридических коллизий. 10 5. Толкование и разъяснение как способ разрешения юридических коллизий.

14 6. Процедуры разрешение противоречий. 17 7. Коллизии конституционного права. Современные примеры. 20 7. 1.

Налоговая система. 20 7.2. Банковская система.

20 7.3. Выборы президента РФ. 22 7.4. Трудовой кодекс и подобные положения. 22 Заключение. 23 Приложение 1.

24 Приложение 2. 24 Список используемой литературы.

26 Введение. Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности.

Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей.

Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается. Однако, конфликты, споры и столкновения людей существовали во все времена.

Их всегда пытались осмыслить и найти средства предотвращения и разрешения. Первоначально споры приобретают смысл разногласий и касаются понимания той или иной политической, управленческой и экономической ситуации, оценки объема и характера информации по спорному вопросу, принятых или готовящихся решений.

Еще великие мыслители античности стремились понять противоречия в мире и роль законов в их преодолении. Платон в 12 книгах «Законы» в своих беседах признает, что «все находится в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый — с самим собой».

Благоустроенное государство и его добрые законы должны служить примирению и устранению междоусобиц.

Тогда все внимание будет обращено на внешних врагов.

Законодателю следует и поучать граждан, и определять, что хорошо и что дурно в каждом отдельном случае. Собеседники Платона все же отмечали, что внутренние состояния влекут людей в разные стороны и побуждают к противоположным действиям.

А это и служит разграничению добродетели и порока. Государство, видя эти противоположные нити, должно разумом (бога или познавшего его) «освятить» Закон и сделать его основой для внутренних отношений и при сношениях с другими государствами. В настоящее время с увеличением объема правового регулирования и нормативно-правового массива, появлением и деятельностью множества субъектов права увеличиваются «поля» юридических коллизий.

Правовая сфера, как гражданского общества, так и мирового сообщества насыщена разными средствами правового регулирования. Право и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво.

Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем.

И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами.

Юридические коллизии в конституционном праве: содержание и классификация Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

28.

the Treasury shall prepare, for each financial year, a set of accounts for a group of bodies which, it appears to the Treasury, exercise functions of a public nature and are entirely or substantially funded from public money.

29.http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/4/ enacted/data.pdf. 30. (1) The Treasury must prepare a Financial Statement and Budget Report for each financial year . (3) The Treasury must lay each Financial Statement and Budget Report before Parliament.

(4) The Treasury must publish each Financial Statement and Budget Report. 31. Например, показатели бюджета 2011 года были представлены Палате общин 23 марта 2011 г. 32. В частности, билль о финансах на 2010-2011 год был внесен в Палату Общин 28 июня 2010 года и получил одобрение, т.е.

стал законом 27 июля 2010 года (http://services.parliament.uk/bills/2010-11/finance/ stages.html); билль об ассигнованиях на 2010-2011 год был внесен 19 июля 2010 года и получил одобрение 27 июля 2010 года (http://services.parliament.uk/bills/2010-11/ consolidatedfundappropriation/stages.html). 33. http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968/2/data. pdf. 34. in the case of a resolution passed in February or March in any year, one expiring with 5th August in the same calendar year.

35. Интересно отметить, что такая практика не применяется в Шотландии. В соответствии с Актом Шотландии о публичных финансах 2000 года в этой автономии в том случае, если Акт о бюджете не принят до начала финансового года, применяется традиционный для многих стран механизм временного управления бюджетом, когда финансирование осуществляется исходя из показателей бюджета прошлого года (Ст. 17 Public Finance and Accountability (Scotland) Act 2000).

36. Более подробно об этом см., напр.: Гутарова Н.А.

Реализация права народов на самоопределение на примере Шотландии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010, №4. 37. http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46/data. pdf. 38. http://www.legislation.gov.uk/asp/2000/1/data.pdf.

39. Блок-грант (грант для увеличения бюджетных доходов) в английском законодательстве означает форму финансовой помощи, которая выделяется ежегодно. Размер такого гранта определяется в несколько этапов: (1) в период, предшествующий определению суммы финансовой помощи, центральное правительство с учетом проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год; (2) затем объем финансовой поддержки определяется прямым счетом как разница между суммой расходов бюджета муниципального образования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закрепленных за ним доходных источников.

Таким образом, ближайшим российским аналогом блок-гранта являются дотации. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 40. Интересно отметить, что шотландскому Парламенту делегировано право изменять ставку налога на доходы (income tax) в целях формирования доходов бюджета автономии.

Однако по меньшей мере до 2004 г.

Юридические коллизии в конституционном праве: основные особенности Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Хачанян соискатель кафедры конституционного Сергей Валерьевич и муниципального права, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д.

70) E-mail: Аннотация Статья посвящена анализу современных подходов к правовым коллизиям в сфере конституционного права. В статье рассматриваются основные признаки юридических коллизий, дается их теоретико-методологическая характеристика, раскрывается их содержание и значение в правоприменительной практике. Ключевые слова: юридическая коллизия, судебная практика, правопонимание, толкование, естественное право, национальная система права, юридическая сила.

Даже непродолжительный опыт становления конституционализма в России наглядно демонстрирует нам опасность несогласованности, противоречивости и пробельности конституционного законодательства.

Юридический конфликт, основанный на несовершенстве механизма конституционного регулирования, может впоследствии перерасти в конфликт политический либо послужить инструментом для реализации политических целей, деформации основ конституционного строя и, в конечном итоге, вылиться в конституционный кризис [1, с.

12] . Между тем, источники коллизионных отношений разнообразны: во-первых, это юридические коллизии в самом тексте Конституции РФ, противоречие между Конституций РФ и федеральным законодательством, подзаконными актами, Конституцией РФ и законодательством и подзаконными актами субъектов РФ, а также нормативными актами местного самоуправления; во-вторых, появляется феномен коллизии правоприменительной практики (толкования права) как в судебных решениях, так и правоприменительных актах органов исполнительной власти; в-третьих, конституционные коллизии, вытекающие из правовых споров о компетенции между органами государственной власти; в-четвертых, выделяют коллизии естественного и позитивного права, регулирующие конституционные отношения. О проблеме существования юридических коллизий в рамках конституционного законодательства и правоприменительной практики чаще конституционалистов говорят теоретики права, например: А.Ю. Тихомиров, Н.И. Матузов, А.В.

Малько [2] . Термин «конституционная коллизия» можно встретить и в трудах отечественных политологов, таких как Н.А. Баранов [3] . Среди конституционалистов феномен конституционных коллизий исследуют М.В. Баглай, Н.С.Бондарь, И.А. Стардубцева, В.

А. Лебедев, В.М. Шакун, М.В. Глигич-Золотарева [4] . Несколько более широкую категорию, чем юридическая коллизия — «конституционный дефект», вводит С.А. Авакьян, под которой он понимает не только дефекты законотворчества и правоприменения, но и дефекты идей [5, с.

3 — 12] . Это понятие рассматривают также и Ж.И. Овсепян, М.С. Матей-кович, Ю.А.

Дмитриев [6]. Равнозначность указанных понятий признает В.В. Мамчун, упоминая

«технико-юридические дефекты законодательства (коллизии)»

[7].

Коллизии в конституционном праве (стр. 3 из 10)

К коллизионным нормам относятся и процедурные нормы, касающиеся порядка разрешения разногласий и споров.

Чаще всего это судебные, управленческие и согласительные процедуры, применяемые последовательно с учетом динамики и степени остроты юридических коллизий.

Отметим их введение как соответствующими федеральными, так и региональными законами.

Критерий конституционности и законности служит первым «фильтром» на пути появления юридических противоречий.

Так, в ходе подготовки к вступлению России в ВТО приходится пересматривать нормативные понятия, группы норм Таможенного и Налогового кодексов; готовить новые законы. Международные стандарты ведут к корректировке национальных норм во избежание последующих коллизий. И все же в процессе «соприкосновения» национального и международного права возникают юридические коллизии.

Перечислим некоторые из них: а) несоблюдение общепринятых принципов международного права, например, положений главы 7 Устава ООН, как международными структурами, так и государствами; б) отказ реально привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами; в) невыполнение актов межгосударственных объединений; г) принятие национальных актов вопреки нормам международного права; д) ошибочное толкование международно-правовых актов; е) игнорирование критерия конституционности.

Отметим, что согласно Венской конвенции о праве международных договоров, их участники не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договоров. К тому же в нашей стране действует конституционная норма о применении правил международного договора в случае расхождения их с правилами, установленными законом.

На практике возникают в связи с этим сложные вопросы — всегда ли удачно международные нормы «переплавляются» в нормы национального права, проведена ли корректировка последних, кто и как устанавливает «момент» юридической коллизии, каким образом можно их устранять, готовы ли суды к таким спорам? Еще более сложные вопросы возникают в случае противоречий между национальными нормами и нормами актов межгосударственных объединений (ст. 79 Конституции РФ). Как видно, преодолению коллизий служат одновременно три критерия — международные нормы, защищенные конституционным суверенитетом, национальные нормы и общие принципы права.

Поэтому уместно характеристику общих норм коллизионного права дополнить оценкой специфики коллизионных норм в разных отраслях права.

В конституционном праве преобладают нормы-приоритеты и нормы-принципы, в гражданском праве — нормы-доминанты, в международном частном праве — нормы-предпочтения.

Специфика структуры подобных норм и их удельного веса предопределяются особенностями отрасли права. 3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации: противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов.